Оппозиция раскололась


На митинг в субботу белорусская оппозиция смогла собрать почти столько же людей, как и в день выборов. По словам бывшего кандидата в президенты Александра Милинкевича – более 20 000, по большинству независимых наблюдений – 7000–10 000 человек. Оппозиционеры собрались в сквере Янки Купалы, где Милинкевич заявил о создании нового общественного движения “За свободу” для борьбы за проведение повторных президентских выборов.

Козулин призвал митингующих двинуться к специзолятору “Окрестин”, чтобы поддержать арестованных участников акций протеста. Шествие, в котором участвовали до 2000 человек, закончилось столкновением с милицией. Пострадали восемь милиционеров и 52 оппозиционера, а Козулин был задержан.

Субботние события обострили отношения между лидерами оппозиции. Милинкевич заявил, что шествие было “провокацией, выгодной властям”, а Козулин обвинил коллегу в трусости. Позиция Козулина встречает поддержку и среди сторонников оппонента. “С Милинкевичем согласны те, кто недостаточно смел, чтобы продолжать борьбу, – говорит зампред Объединенной гражданской партии Ярослав Романчук. – Есть те, кто иначе оценивает ситуацию и ресурс власти”.

США и Евросоюз осудили разгон демонстрации в Минске и призвали к освобождению Козулина. В пятницу в Брюсселе завершилась сессия Европейского совета, на которой было решено продлить санкции против Белоруссии. В течение нескольких недель, рассказывает официальный представитель Еврокомиссии Эмма Адуин, будут проведены консультации с США и выработан точный список санкций, который затем будет утвержден на встрече министров иностранных дел ЕС, при этом речь идет главным образом о продлении запретов на въезд в Европу ряда белорусских чиновников.

Вашингтон поддержал решение ЕС. “Мы планируем принять параллельные меры, включая финансовые санкции и целенаправленные ограничения на поездки”, – заявил в пятницу пресс-секретарь президента США. В Белоруссии к перспективе новых ограничений отнеслись спокойно. Владимир Малец, депутат палаты представителей Национального собрания Белоруссии, говорит, что власть не намерена всерьез рассматривать угрозы ЕС: “Эта тема здесь никого не волнует”.