Размер имел значение


На конкурс были выставлены три городских маршрута, на которых частные перевозчики используют в основном “ПАЗы”. Основным условием конкурса была готовность участника заменить эти автобусы на машины большой вместимости, рассказали в мэрии Новосибирска. Несмотря на это, тендер вызвал ажиотажный интерес со стороны компаний – в нем приняли участие 50 перевозчиков, заявивших в общей сложности 176 автобусов на имеющиеся 38 вакансий. Как сообщили в мэрии, победителями стали семь участников, которые предложили заменить на трех маршрутах 90 “ПАЗов” на 38 “ЛиАЗов” и “НефАЗов”. Победители – ПКП “Лига-Т” и “Регион-Автоцентр” приобретут по пять автобусов каждый, “Транссибавто” – 10 автобусов, “Новосибирскпрофстрой-ПАТП-1” – 11, семь автобусов выставят на маршруты четверо частных предпринимателей. Представитель конкурсной комиссии рассказал, что одним из восьми критериев оценки была статистика аварий на счету участника.

По словам председателя конкурсной комиссии, заместителя руководителя Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Владимира Меняйлова, поставить на маршруты городского транспорта большие автобусы муниципалитет заставила высокая аварийность “пазиков”. По его словам, большое количество “пазиков” создавало заторы на дорогах и не отвечало требованиям безопасности. Но данных о количестве ДТП в городе с участием “ПАЗов” Меняйлов не привел. По его словам, окончательное соглашение с перевозчиками будет подписано через шесть месяцев сроком на семь лет и в течение полугода перевозчики должны будут закупить новые автобусы.

Но победители конкурса радоваться не спешат. По словам директора ПКП “Лига-Т” Тамары Волчанской, новые условия работы до сих пор точно не известны. “Для того чтобы заменить девять “ПАЗов” на пять больших автобусов, нам понадобятся серьезные вложения, – говорит она. – Но даже после этого нет никаких гарантий, что частников не заставят перевозить льготных пассажиров, а это может увеличить срок окупаемости автобусов”.

А один из крупнейших перевозчиков Новосибирска, руководитель группы компаний “ПАТП” (насчитывающей более 40 автобусов большой вместимости) Николай Самойлов считает, что у мелких перевозчиков срок окупаемости нескольких больших автобусов составит не менее чем пять лет. Его компания не принимала участия в конкурсе. По расчетам Самойлова, новый “пазик” стоимостью 650 000 руб. окупался за полтора-два года. Сейчас перевозчикам предстоит закупать новые автобусы, самый дешевый из которых, китайского производства, обойдется минимум в 1,6 млн руб., а отечественные – от 2 млн руб., рассуждает он.

По мнению Самойлова, такие затраты может потянуть только крупный перевозчик, и то при условии покупки китайских автобусов. “Есть точка окупаемости этого бизнеса, в данный момент она даже для крупного перевозчика на уровне стоимости китайского автобуса, российские модели слишком дороги для перевозчиков”, – говорит Самойлов.

Гендиректор транспортной фирмы “Ивушка” Иван Березовский считает, что проведение конкурсов, тем более при условии приобретения больших автобусов, не выгодно ни перевозчикам, ни пассажирам. Однако, по мнению Березовского, новосибирские перевозчики, недовольные главным условием конкурса, не будут проводить акций протеста, как это было в Омске. Там 1 февраля 2006 г. с улиц города исчезла, по оценкам руководителя Омского союза автоперевозчиков Андрея Федорова, половина “Газелей” (их число сократилось с 3854 до 1557 единиц). Вместо них на линию вышли 200 новых “ЛиАЗов”, принадлежащих муниципалитету. По словам Федорова, омским частникам создали все условия, чтобы они не смогли конкурировать с крупным игроком.