Первые жертвы


Осенью 2005 г. профсоюз завода Ford потребовал от менеджмента увеличить рабочим зарплату на 30%, уравнять зарплаты работникам разной квалификации, выполняющим одинаковую работу, а также допустить профсоюз к средствам фонда соцстраха. В ноябре рабочие провели часовую предупредительную забастовку и недельную “итальянскую” забастовку. Менеджмент компании пошел на уступки. Сейчас нерешенным остался только вопрос повышения зарплат. В конце февраля рабочие вышли из переговоров и 13 марта вновь начали “итальянскую” забастовку, которая оказалась неэффективной. Компания набрала внештатных рабочих, которые сорвали планы профсоюза.

Как рассказал “Ведомостям” председатель профкома всеволожского завода Алексей Этманов, сразу после завершения забастовки, 20 марта, с завода уволены четверо водителей автопогрузчиков, которые принимали в ней участие. По его словам, рабочие отказались ускорить движение погрузчиков, после чего администрация вынесла им дисциплинарное взыскание за неэффективную работу. Поскольку у них уже было раньше по выговору, их уволили за систематическое нарушение трудовых обязанностей, уточняет Римма Шарифуллина, президент общественной организации “Петербургская эгида”, оказывающей юридическую поддержку профсоюзу Ford.

Рабочие намерены подать судебные иски с требованием отменить взыскание и восстановить их на работе, утверждает Этманов. “Мы хотим доказать, что для последних выговоров не было мотивов и никакого систематического нарушения трудовых обязанностей не было”, – вторит ему Шарифуллина.

Гендиректор “Форд мотор компани” Тео Штрайт подтвердил, что четыре человека уволены с предприятия. По его словам, это сделано с соблюдением законов. Связано ли увольнение с забастовкой, он пояснить отказался.

Вряд ли для этого были другие причины, полагает источник, знакомый с ситуацией в компании. Он утверждает, что Ford испытывает постоянную нужду в рабочих, особенно сейчас, когда производство на заводе увеличилось с 35 000 до 60 000 машин в год. За последние месяцы компания, по словам источника, набрала около 300 новых рабочих, при этом увольнения в ней всегда были единичными. “Рабочие и сами стараются задержаться на предприятии. Все-таки зарплата и соцпакет на нем лучше, чем на российских заводах”, – говорит источник.

Независимый юрист Олег Шеврин полагает, что компания пытается отучить рабочих использовать забастовку как метод ведения переговоров. Шансы рабочих на восстановление он оценивает как высокие. “По Трудовому кодексу нельзя за один проступок применять два дисциплинарных взыскания – вынести выговор и одновременно уволить”, – говорит Шеврин. Менеджерам трудно бороться с “итальянской” забастовкой, ведь работника нельзя наказать за строгое выполнение норм, добавляет он.