Последний шанс для Smart


Подразделение Smart с самого начала было убыточным. Из-за высокой себестоимости, ошибок в продвижении и дистрибуции Smart их производство так и не вышло на рентабельный уровень. В 2005 г. убыток Smart составил 600 млн евро.

В январе DaimlerChrysler заявил, что подыскивает покупателя на Smart. Но вчера стало известно, что автоконцерн дал Smart последний шанс. DaimlerChrysler заявил, что потратит $1,2 млрд на реструктуризацию бизнеса Smart. Автоконцерн планирует прекратить выпуск Smart ForFour и сконцентрироваться на производстве Smart ForTwo. Производство четырехместной малолитражки, по словам представителя DaimlerChrysler Флориана Мартенса, будет остановлено уже в этом году. Эта модель также выпускается на дочернем предприятии Mitsubishi Motors (MMC) в Нидерландах. Но и там она будет снята с производства – ММС и DaimlerChrysler сейчас обсуждают, когда именно это произойдет.

Двухместные малолитражки Smart продаются лучше четырехместных, объясняет Мартенс. По словам представителя Smart Беттины Зингартингер, с начала запуска ForFour в 2004 г. по сей день в мире было продано 100 000 этих машин. “Это намного меньше прогноза”, – сокрушается она. Для сравнения: с 1998 г. в мире было продано 700 000 ForTwo.

По словам Мартенса, в 2007 г. DaimlerChrysler собирается запустить новую версию Smart ForTwo, которая не обновлялась еще ни разу. Кроме того, реструктуризация предполагает, что Smart перестанет быть самостоятельной структурой, а объединится с другим подразделением концерна – Mercedes. “У Smart и Mercedes будeт единый бэк-офис, они будут совместно разрабатывать сбытовую стратегию, это даст существенную экономию”, – поясняет Мартенс. По его словам, в DaimlerChrysler надеются, что уже в 2007 г. производство Smart станет прибыльным.

DaimlerChrysler еще в прошлом году начал борьбу за оздоровление бизнеса Smart. В 2005 г. на эти цели был потрачен 1,1 млрд евро. С производства был снят спортивный Smart Roadster, прекращена разработка мини-внедорожника на базе Smart, были уволены 700 работников.

С начала года поисками покупателя на Smart, по данным источников Financial Times, занимался инвестбанк Goldman Sachs. “Мы действительно рассматривали такую возможность, – не скрывает Мартенс. – Однако затем приняли решение сохранить Smart, так как сочли его важной частью нашего бизнеса”.

“Скорее всего, на Smart просто не нашлось покупателя”, – полагает независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук. Полное прекращение производства этих автомобилей, по словам эксперта, обойдется DaimlerChrysler очень дорого, так как повлечет за собой сокращения рабочих и другие расходы. В возможность оздоровления Smart эксперт также не верит. “Идея этого бизнеса изначально была неправильной – они выпускали дорогостоящий автомобиль, рассчитанный на не самую богатую аудиторию – молодежь”, – говорит Алексейчук. По его мнению, как только появится реальный покупатель на Smart, подразделение будет продано.