Главные по закупкам


В 2006 г. бюджет потратит на закупку, разработку и ремонт вооружений примерно $9 млрд. Из этой суммы порядка $8 млрд будет потрачено на нужды Минобороны, а остальное – на закупки для других силовых ведомств. Экспорт вооружений в 2005 г. принес $6,126 млрд.

К началу 2007 г. будет создана единая система размещения, реализации и финансирования государственного оборонного заказа оружия и спецтехники, заявил вчера вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов. После этого при правительстве будет сформировано Федеральное агентство по заказам вооружения, военной и специальной техники, которое будет заниматься всеми заказами для военных, добавил он. Работать в агентстве будут гражданские, а в ведении военных останется лишь определение номенклатуры оборонного заказа и требований к технике. Иванов надеется таким образом “максимально сократить возможности для любого рода махинаций и злоупотреблений, в том числе коррупционного характера”.

Сейчас закупки для армии ведет служба начальника вооружений Минобороны, аналогичные подразделения есть в других силовых ведомствах. А Федеральная служба по гособоронзаказу контролирует и регулирует эту деятельность. Новое агентство заменит все существующие в силовых ведомствах подразделения по закупкам вооружений, рассказывает близкий к Минобороны источник. Оно, по сути, станет исполнительным органом недавно созданной при правительстве военно-промышленной комиссии (руководитель – Иванов), а Федеральная служба по оборонзаказу вряд ли будет упразднена, полагает источник. “В новой системе комиссия будет принимать стратегические решения, агентство – исполнять их, а служба – контролировать исполнение”, – говорит военный специалист.

Предложенная Ивановым мера может встретить сильное сопротивление у части руководителей Минобороны, теряющих контроль над финансовыми потоками. Но эта реформа давно назрела, ведь сейчас разные ведомства “нередко заказывают одну и ту же продукцию на одних заводах, но по разной цене”, добавляет источник.

Нынешняя система гособоронзаказа крайне неэффективна, соглашается эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Хотя в денежном выражении поставки вооружений на внутренний рынок давно превысили объемы экспорта, в физическом выражении иностранные покупатели получают больше, чем российские, замечает он.

Впрочем, сократить коррупцию при военных закупках удастся, только если “отсечь от новой структуры военных, укомплектовав ее экономистами, юристами и инженерами”, уверен Макиенко. “Хуже не будет однозначно”, – считает гендиректор московского машиностроительного производственного предприятия “Салют” Юрий Елисеев. Он надеется, что систематизация оборонзаказа упростит поставщикам вооружений их собственные закупки металла и других материалов. Агентство станет лишней бюрократической единицей, а совершенствовать закупку вооружений можно и за счет укрепления Минобороны, возражает член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков. Один из путей борьбы с коррупцией в системе гособоронзаказа – открытость системы для общества, а пойдет ли на нее Минобороны – неизвестно, отмечает пресс-секретарь корпорации “Иркут” Елена Федорова.