“Ильюшин финанс” не сдается


“Ильюшин финанс” уже контролировала 56% акций ВАСО. В 2002 г. компания получила пакет в доверительное управление от государства. Но прошлой осенью, после того как авиазавод оказался в центре скандала по Ил-96, этот контракт был расторгнут. Ространснадзор на месяц остановил полеты на всех лайнерах этой модели, обнаружив дефекты в тормозной системе одного из президентских “Илов”. На ВАСО сменилось руководство, а представители НРК и “Ильюшин финанс” вышли из состава совета директоров завода. И вот “Ильюшин финанс” предприняла новую атаку на ВАСО.

На 31 марта созван совет директоров “Ильюшин финанс”, на котором будет рассмотрен вопрос о конвертации долга завода перед лизинговой компанией в его бумаги, рассказали “Ведомостям” близкий к ИФК источник и член совета директоров ВАСО. Один из собеседников “Ведомостей” говорит, что руководство ВАСО уже обратилось в Роспром с предложением провести единое заседание сразу двух советов директоров – “Ильюшин финанс” и ВАСО. Представитель Роспрома Наталья Сидорук подтвердила “Ведомостям”, что соответствующие переговоры с Роспромом ведутся. Но окончательного решения, по ее словам, еще нет. Гендиректор ИФК Александр Рубцов от комментариев отказался.

Идея конвертации долга ВАСО в акции не нова. Первый раз такую схему еще в 2004 г. предложил основной владелец НРК, депутат Госдумы Александр Лебедев. Правда, тогда ВАСО был должен и НРБ. Поэтому Лебедев предлагал сделать “стратегическим инвестором” завода именно НРК. Затем “Ильюшин финанс” выкупила на себя часть долгов завода перед НРБ. И к началу 2005 г. НРК предложила Роспрому передать контроль над предприятием лизинговой компании.

Тогда идея не была реализована, констатирует Лебедев. Между тем ВАСО должен “Ильюшин финанс” около $60 млн и срок погашения большей части этого долга истекает в марте, уточняет он. На февральском совете директоров НРК даже подняла вопрос о возможном банкротстве ВАСО, если тот не вернет долги ИФК. Об этом говорится в протоколе решения совета, копия которого есть у “Ведомостей”. Впрочем, Лебедев уверяет, что вопрос с банкротством “серьезно не стоит”.

В корпоративном управлении ВАСО уточнить информацию о долгах предприятия отказались. По данным финансовой отчетности завода за девять месяцев 2005 г., его долг перед ИФК составлял 1,7 млрд руб. Лебедев считает, что эти обязательства стоят контрольного пакета предприятия. “Цена завода близка к нулю, денежные потоки его минимальны, а самая доходная производственная программа – по Ан-148 – так и не утверждена чиновниками”, – говорит он.

Аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова отмечает, что текущая капитализация ВАСО составляет $80 млн. Его контрольный пакет, соответственно, стоит чуть больше $40 млн, и теоретически долгов перед ИФК хватит на его оплату. “Но вряд ли чиновники согласятся с предложенной схемой конвертации, особенно с учетом того, что произошло с ИФК за прошлый год”, – считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.