Total не повезло


Вчера прибывшего в Осло Фрадкова норвежцы подхватили прямо у трапа и повезли на месторождения Сновит и Ормен Ланге, где работают Statoil и Hydro. Президенты компаний Хелге Лунд и Эйвинд Рейтен показали российскому гостю товар лицом. “Для “Газпрома” представляют интерес предлагаемые норвежцами маркетинговые возможности по поставкам газа на рынок Северной Америки, технологические разработки в сфере добычи газа на шельфе, а также возможность участия в проектах на норвежском шельфе”, – говорит руководитель департамента аппарата правительства Людмила Валовая. Источник, близкий к совету директоров российской монополии, утверждает, что визит премьера в Норвегию не случаен. По его словам, 12 апреля будут подведены итоги тендера по Штокману. “По договоренности с “Газпромом” норвежцы, скорее всего, объединятся в альянс. То же самое сделают американцы. Два этих консорциума, очевидно, будут объявлены победителями и поровну разделят 49%-ную долю в проекте”, – говорит он.

Такой выбор чиновник объясняет тем, что лучше, чем норвежские компании, на арктическом шельфе не работает никто. А за американцами готовые мощности по регазификации СПГ и рынок сбыта природного газа. Total в этой схеме оказывается лишней, замечает чиновник. Он добавляет, что конфликт с франко-бельгийской компанией вокруг СРП по Харьяге, конечно, урегулирован, но “осадок остался”.

В Минпромэнерго и “Газпроме” утверждают, что итоги тендера еще не определены. Зампред правления “Газпрома” Александр Медведев говорит, что решение о победителях тендера по Штокману еще не принято, и предлагает дождаться середины апреля. Замминистра промышленности и энергетики Иван Матеров заявляет, что сейчас “идет подсчет ценности активов, предлагаемых компаниями за долю в Штокмане”. Впрочем, и он не исключает возможности поражения Total: “Обстановка вокруг тендера нервная, много групп интересов, поэтому может вмешаться политический фактор”.

В Total и Statoil “Ведомостям” сказали, что им ничего не известно о выборе, сделанном “Газпромом”, и соответствующее объявление они ожидают в апреле. Также отказались от комментариев в Hydro и Chevron.

“Если “Газпром” действительно выбрал для Штокмана две норвежские и две американские компании, то это вполне логично, – говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. – Statoil и Hydro имеют опыт и технологии для разработки месторождений на арктическом шельфе. “Газпром” морской добычей пока не занимался”. Американские же партнеры могут обеспечить российскому газу наиболее благоприятные условия выхода на рынок США. По оценке эксперта, уж если необходимо было сократить список претендентов, то первым кандидатом на вылет как раз и была Total. Она не имеет сильных позиций на североамериканском рынке, а добычу ведет в основном в тропиках. “Впрочем, обоснованность выбора “Газпрома” можно объективно оценить только с учетом тех активов, которые претенденты предложили монополии за вхождение в проект”, – оговаривается Нестеров. В “Газпроме” раскрывать суть предложений пяти претендентов отказались.