$300 млн в регионы


Вчера LR Nordic Properties, входящая в London & Regional, и шведская Centrum Terre, принадлежащая Centrum Group, объявили о планах построить в российских регионах торговые центры Centrum Park площадью 40 000–80 000 кв. м. В Москве и Санкт-Петербурге, говорится в заявлении компаний, конкуренция между торговыми объектами слишком высока, поэтому Centrum Park предназначен для городов с населением 300 000–800 000 человек (до 1–2 млн человек с учетом областных населенных пунктов).

В течение ближайших пяти лет партнеры рассчитывают открыть 5–7 таких центров. По словам управляющего директора Centrum Group Хокана Карлссона, сейчас ведутся переговоры с администрациями центральных городов России (в радиусе примерно 500 км от Москвы) – Белгорода, Ярославля, Тулы, Рязани и Иванова. Строительство первого ТЦ начнется осенью этого года в Калуге, а в конце 2007 г. он откроется. Первоначально его торговая площадь составит 40 000 кв. м (с возможностью расширения до 80 000 кв. м). “Примерно по 60% площадей уже подписаны предварительные договоры с арендаторами. Якорными арендаторами могут стать супермаркет “Рамстор” и магазин товаров для дома Obi”, – говорится в сообщении компании. Представитель “Рамстора” подтвердил подписание договора.

Стоимость строительства калужского центра составит около $50 млн. Главным инвестором выступает L&RP, а российское представительство Centrum Group будет им управлять. В компании, создаваемой для каждого проекта, Centrum будет получать долю не менее 10%, уточняет источник, близкий к шведской группе.

London & Regional Properties вышла на российский рынок в марте этого года, выкупив у петербургской компании “ЛенСпецСМУ” недостроенный отель (25 000 кв. м, 280 номеров) на Васильевском острове. Управлять гостиницей после завершения строительства будет финская сеть спа-отелей Holiday Club, которая входит в L&RP. Стоимость строительства гостиницы составляет около 50 млн евро, ее открытие запланировано на 2007 г. После сделки управляющий директор L&RP в Финляндии Тони Бергман говорил, что компании интересно еще несколько объектов коммерческой недвижимости в России – “не только гостиниц”.

“Если ориентироваться на все объявленные планы, то в Москве и области при примерно 90 существующих торговых центрах площадью 10 000–300 000 кв. м в ближайшие годы может быть построено еще почти столько же, – рассуждает глава Centrum Group Russia Олег Темиров. – А в Питере “заявленных” строек еще больше. Учитывая этот факт, мы считаем нецелесообразным строить долгосрочные планы в столице и Петербурге”. Впрочем, в регионах Centrum Park тоже столкнется с сильными конкурентами – с IКЕА, RBI, компанией “Регионы”, ГК “Ташир”, самарской ГК “Время”, екатеринбургской “Кит-Кэпитал” и др. Например, “Время” рассчитывает к концу 2008 г. построить сеть по крайней мере из 10 торгцентров “Парк Хаус” площадью 70 000 кв. м каждый, а “Кит-Кэпитал” в ближайшие несколько лет – 20–40 торгцентров площадью 25 000–50 000 кв. м. “В каждом городе работают местные девелоперы, поэтому даже в удаленных от Москвы городах строится или планируется около десятка торгцентров”, – резюмирует директор департамента Colliers International Максим Гасиев.