Иран выиграл месяц


В заявлении СБ ООН Тегерану дано 30 дней для устранения претензий, выдвинутых к нему МАГАТЭ. От Ирана требуют приостановить все работы, связанные с обогащением урана, предоставить МАГАТЭ информацию о всех своих ядерных программах и вернуться к соблюдению дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия (ЯО), позволяющего проводить внезапные инспекции ядерных объектов на иранской территории.

Текст заявления стал результатом компромисса между США и странами ЕС с одной стороны и Россией и Китаем – с другой. По данным AP, под давлением российских и китайских дипломатов исчезли фраза о том, что распространение ЯО “представляет угрозу международному миру и стабильности”, и ссылки на особые полномочия СБ ООН по данному вопросу. “Устранены ультимативные формулировки, связанные с угрозой санкций”, – пояснил “Ведомостям” председатель международного комитета Госдумы Константин Косачев.

Вопрос о мерах, которые будут приняты в случае, если Иран не выполнит требования, остается открытым. Российский представитель при ООН Андрей Денисов сказал журналистам, что не видит перспектив рассмотрения “иранского досье” в Совбезе. Но, по словам представителя США при ООН Джона Болтона, в случае невыполнения Ираном требований СБ ООН рассмотрит меры по дальнейшему давлению на Иран, включая санкции.

Министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки назвал заявление СБ ООН “нехорошим прецедентом”. В то же время Моттаки сказал о готовности Тегерана продолжать переговоры по своей ядерной программе и “благожелательно принять любое предложение, которое гарантирует права иранского народа”. Однако, по мнению гендиректора Центра по изучению современного Ирана Раджаба Сафарова, хотя под влиянием России и Китая требования к Тегерану смягчены, “ситуация остается тупиковой”. Иран может пойти на расширение сотрудничества с инспекторами МАГАТЭ, но никогда не пойдет на полный отказ от права на самостоятельное производство ядерного топлива, уверен эксперт.