Преемник выбран


Другой тенденцией нового курса Тихомиров называет усиление роли государства в экономике. Примеры – переход “АвтоВАЗа” под контроль “Рособоронэкспорта”, поглощение “Юганскнефтегаза” “Роснефтью”, продажа контрольного пакета “Силовых машин” РАО ЕЭС.

Стратег Альфа-банка Эрик Депой считает, что лишь тенденция по увеличению госрасходов на социальный сектор имеет политический подтекст: “Это классическая электоральная технология, которая пользуется успехом и на Западе”. А вот ужесточение политики в отношении соседей и увеличение доли государства в российских компаниях Депой объясняет исключительно экономическими интересами. “Рост государственного вмешательства в экономику – это тенденция политики Путина по крайней мере последних пяти лет, – считает Роланд Нэш из “Ренессанс Капитала”. – Скорее это отражение взглядов Путина на экономику, чем подготовка к 2008 г.”. “Тенденции, обозначенные в докладе, проявились уже пару лет назад, и связывать их с предвыборной подготовкой Кремля я бы не стал”, – добавляет начальник аналитического управления Банка Москвы Кирилл Тремасов.

Старший экономист инвестиционного банка “Уралсиб” Владимир Тихомиров в докладе “Строим державу. Кремль начал подготовку к выборам” отмечает “существенные коррективы во внутренней и внешней политике”, свидетельствующие, что “Кремль начал подготовку к выборам 2007–2008 гг.”.

Одна из новых тенденций – увеличение социальных расходов. Бюджетные расходы по статье “социальная политика” в 2006 г. увеличены примерно на 23%, “здравоохранение и спорт” – на 74%, “образование” – на 30%. Кремль запустил национальные проекты по поддержке образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилья, на которые только в 2006 г. планируется потратить 153 млрд руб., напоминает Тихомиров. Лучший способ передать власть – поручить преемнику участок, “связанный с раздачей населению всяких благ”, поэтому в преемники Путину автор доклада прочит Медведева, курирующего в правительстве национальные проекты.

Автор обращает внимание и на “смену идеологически нейтральной политики” власти на “политику, густо окрашенную в тона державного патриотизма”, которая отражается в усилении прокремлевской партии “Единая Россия”, возрастающем контроле над СМИ. “Державно-патриотические интонации” Тихомиров замечает и во внешней политике: “Кремлевская администрация стала гораздо менее лояльной к любым попыткам соседних стран добиться большей независимости от России, что в итоге привело к охлаждению отношений с рядом традиционных партнеров, таких как Украина, Грузия и Молдавия”.

Жертвой предвыборной подготовки пали либеральные реформы, констатируется в докладе. Возможны задержки с реструктуризацией естественных монополий, осуществлением крупных приватизационных проектов, считает докладчик, отмечая, что “энтузиазма инвестиционному сообществу это не добавляет”. Плюсами нового курса Кремля Тихомиров называет появившийся “шанс побороть инфляцию” из-за отсрочки тарифной реформы, продолжение роста потребительского сектора, сохранение планов по реформированию банковского сектора, налоговой сферы, судебной системы, которые не могут помешать Кремлю победить на выборах.

Тихомиров признает, что не все описанные им тенденции имеют предвыборный характер. По мнению Нэша, пока что рано говорить и о преемнике. А Тремасов не согласен с выводом Тихомирова об инфляции: “При нынешней структуре российской экономики, основная черта которой – высокая степень монополизации рынков, побороть инфляцию можно, только остановив экономический рост”.