С “Пулково” взяли НДС


Авиакомпании часто сталкиваются со сложностями в возврате НДС. “Бюджет весьма неохотно компенсирует НДС за заграничные рейсы”, – подтверждает руководитель пресс-службы “Аэрофлота” Ирина Даненберг. По ее словам, “Аэрофлот” не сталкивался с проблемами выплаты НДС с агентских вознаграждений, но знает о неопределенностях налогового законодательства. Старший партнер юридической компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин согласен, что у налоговой службы часто возникают претензии к выплате НДС с агентских вознаграждений, которые можно считать выплатой или скидкой. Если рассматривать их как скидки, налог с них должна платить авиакомпания, объясняет юрист. Это решение компании – самой платить налог или перекладывать его на агентов, уверена Даненберг.

Межрегиональная инспекция № 6 по крупнейшим налогоплательщикам ФНС (МИФНС № 6) удержала с предприятия по итогам 2004 г. около 100 млн руб. НДС, сообщили “Ведомостям” в пресс-службе “Пулково”. Налоговики потребовали, чтобы “Пулково” заплатило налог с комиссионного вознаграждения, которое выплачивает своим агентам по продаже билетов, утверждает сотрудник пресс-службы. По его словам, НДС с этих сумм платят сами агенты. Предприятие настаивает на возврате удержанных денег и оспаривает решения МНС в арбитражном суде Москвы.

В МИФНС № 6 подтвердили арбитражный спор с “Пулково”, но от дальнейших комментариев отказались. Информация об исках “Пулково” есть и на сайте суда. Они находятся на разных стадиях рассмотрения, но окончательного решения по ним не принято.

Представитель одного из крупных агентов авиакомпании считает претензии к “Пулково” “странными”, ведь НДС с комиссионных платят агенты. По его словам, размер вознаграждения агенту “Пулково” составляет 8% от тарифа на перевозку. У “Пулково” около десятка компаний – агентов по продаже билетов. Около половины всех билетов реализуют Центральное агентство воздушных сообщений и “Пулково-Экспресс”.

По оценке исполнительного директора консультационной компании “Инфомост” Бориса Рыбака, налоговая удержала НДС с вознаграждения за все билеты, проданные в 2004 г. “Это беспрецедентный случай. Авиакомпании с таким подходом налоговой еще не сталкивались”, – утверждает Рыбак.

С МИФНС № 6, в ведение которой компания перешла в прошлом году, “Пулково” вообще не везет. В середине 2005 г. представители компании на пресс-конференции рассказывали, что налоговая не вернула предприятию около 340 млн руб. НДС за билеты на зарубежные рейсы, совершенные в 2004 г. Раньше авиакомпании всегда удавалось найти общий язык с петербургскими налоговиками, говорил тогдашний финдиректор “Пулково” Борис Гудкович. Как утверждают в пресс-службе компании, большая часть суммы возвращена компании по мировым соглашениям, переговоры с ФНС продолжаются.

“Шансы у “Пулково” невелики. ФНС очень неохотно возвращает НДС”, – говорит Тутыхин. По его мнению, “Пулково” пострадало после того, как в 2005 г. налоговые органы пережили реформу и ужесточили работу с плательщиками. “Госпредприятие попало под их пресс первым, поскольку на его решения можно влиять политическими методами”, – говорит Тутыхин.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова считает, что 100 млн руб. – небольшая сумма для “Пулково”, но сейчас российские авиаторы бьются за каждый рубль. За прошлый год из-за роста цен на авиатопливо его доля в себестоимости авиаперевозок возросла почти вдвое – до 40%, рассказывает аналитик. Кроме того, говорит она, в 2005 г. объем пассажирских перевозок у российских авиакомпаний увеличился всего на 3%, тогда как в прежние годы он рос на 10–15%.