Неуверенный рост


В марте экономика начала оживать после зимних морозов. По прогнозу 11 банковских экономистов, темп роста промышленности и инвестиций вернется к среднему за последние месяцы уровню (см. таблицу). А потребительские цены увеличатся всего на 0,7% (прогноз замминистра экономического развития Андрея Белоусова – 0,8%).

Промышленно-инвестиционная рецессия стала для экономистов неожиданностью, замечает экономист “Максвелл Капитала” Алексей Воробьев. Начальник аналитического отдела казначейства Внешторгбанка Николай Кащеев объясняет замедление нарастающими симптомами голландской болезни и антиинфляционной кампанией, ускорившей удорожание рубля. “Свой вклад в низкую динамику экономического роста внесли попытки ЦБ победить инфляцию посредством ускоренного укрепления рубля”, – признает и главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. А холода “вывели темпы экономического роста в совсем уж катастрофическую область”, замечает Кащеев.

Мартовская статистика даст окончательный ответ, было это замедление вызвано фундаментальными факторами или погодой, но “что-то подсказывает, что дело не только в погоде”, говорит начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. Остающийся стабильно высоким темп роста потребительского спроса будет способствовать ускорению промышленности, надеется экономист HSBC Bank Александр Морозов. А ускорению роста инвестиций поможет увеличение капитальных расходов бюджета и работа инвестфонда, добавляет экономист Raiffeisenbank Станислав Пономаренко. Сокращая издержки, предприятия способны развиваться и в условиях дальнейшего укрепления рубля, уверен Питер Уэстин из МДМ-банка. Но экономика не восстановится мгновенно, резюмирует экономист ОФГ Ирина Лебедева.

Опросы менеджеров по закупкам промпредприятий дают разноречивую картину. Платежеспособный спрос на промышленную продукцию, снижавшийся во второй половине 2005 г., с начала года устойчиво растет, а в марте – крайне быстро, отмечает завлабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло. А вот индекс промышленной активности Moscow Narodny Bank (не уловивший февральского спада) снизился с 53,6 до 52,5 (50 – активность не растет).

Ожидаемое экономистами замедление инфляции не должно успокаивать, замечает Морозов из HSBC: “Сохраняется риск существенного увеличения цен на мясо”. Не надеется на снижение инфляции и Юлия Цепляева из ING Bank (Eurasia): “Повышение в начале года зарплат низкодоходным группам населения, тратящим на продукты 65–70% доходов, могло вызвать февральский рост цен на продукты питания. Вот с апреля прибавят пенсии – и снова рост цен на продукты”.