Центробанк не указ


Вчера ЦБ предупредил банк “Сатурн” “о возможности применения к нему мер, предусмотренных статьей 74 закона “О Центральном банке Российской Федерации”. За то, что банк ввел вклад с доходностью 15,5% годовых, ЦБ может наказать его как минимум штрафом. А может и отозвать лицензию.

Дело в том, что в сентябре прошлого года ЦБ закончил отбор банков в систему страхования вкладов. За ее бортом осталось 20% из 1150 банков, подавших ходатайства. Порядка 100 банков обратились в ЦБ с просьбой пересмотреть вердикт. Пока денежные власти рассматривали их кандидатуры вторично, депутаты подкорректировали закон о страховании вкладов, позволив привлекать депозиты не только банкам, допущенным в систему страхования, но и тем кредитным организациям, которые апеллируют к ЦБ (чтобы раньше времени не портить банкам жизнь). В результате ЦБ допустил в систему еще около десятка счастливчиков. А остальные обязаны были прекратить прием вкладов населения.

Но подчинились ЦБ не все. Так, небольшой московский банк “Сатурн” обжаловал отказ ЦБ принять его в систему страхования. Пока иск “Сатурна” рассматривается, арбитражный суд Москвы приостановил вынесенный ЦБ запрет привлекать вклады граждан. И “Сатурн” не преминул этим воспользоваться, введя в числе прочих вклад “8 Марта”, обещающий доход до 15,5% годовых в рублях и 12,5% – в валюте.

“Это совершенно нерыночные ставки. Сейчас депозиты на крупные суммы в среднем приносят своим владельцам на 4% годовых меньше”, – считает начальник департамента розничного бизнеса банка “Зенит” Алексей Разоренов. Но “Сатурну”, по его мнению, ничего другого не остается – только так может удержать клиентов банк, не вступивший в систему страхования.

Вчерашняя жесткая реакция ЦБ вызвала недоумение в “Сатурне”. “Мы уже общались с ЦБ на эту тему. И мне казалось, достигли взаимопонимания”, – разводит руками предправления банка Виктор Казаков. По его словам, вклад “8 Марта” после переговоров с ЦБ был закрыт из-за слишком высокой ставки. А вот с населением банк работать не перестал, руководствуясь полученным решением арбитражного суда. Сейчас “Сатурн” принимает вклады в среднем под 12% годовых в рублях и 9% в валюте, говорит Казаков. В будущее он смотрит с оптимизмом. “Мы считаем, что отказ в допуске в систему страхования был техническим недоразумением, и оспариваем такое решение. У Центробанка, вполне естественно, свое мнение и реакция на сей счет. Но ЦБ идет на диалог с нами”, – утверждает он.

Получить комментарии в ЦБ вчера не удалось. Однако еще в конце прошлого года первый зампред ЦБ Андрей Козлов признался журналистам, что сомневается в действенности попыток попасть в систему страхования через суд. Ведь закон предусматривает, что допуск в нее происходит по решению комитета банковского надзора (КБН) ЦБ. И даже если суд признает недействительным отказ в приеме банка, то он не может вынести за КБН положительное решение. Не может этого сделать и сам КБН, поскольку отведенный законом срок рассмотрения заявок уже истек, пояснял Козлов.

Президент коллегии адвокатов “Барщевский и партнеры” Самвел Караханян считает, что правда на стороне регулятора. Хотя запрет на прием вкладов приостановлен судом до окончания рассмотрения дела, он не отменен. Так что работать с населением банк все равно не имеет права, поясняет Караханян.

Зампред банковского комитета Госдумы, член Национального банковского совета Анатолий Аксаков также считает ЦБ правым. Закон запрещает принимать вклады банкам, не вошедшим в систему страхования. Им и следует руководствоваться, невзирая на решения судов по конкретным искам, уверен депутат.