“АвтоВАЗ” собирает деньги


С приходом “Рособоронэкспорта” на “АвтоВАЗ” заводу стало заметно везти с поиском денег на инвестпроекты. В середине марта Российский банк развития пообещал “АвтоВАЗу” привлечь $4 млрд. А вчера завод подписал новое соглашение о стратегическом партнерстве с ВТБ. Они сотрудничали и раньше, в частности ВТБ организовал заводу три выпуска облигаций. Но, как заявили председатель совета директоров “АвтоВАЗа” Владимир Артяков и зампред правления ВТБ Игорь Завьялов, теперь ВТБ будет не только обслуживать счета “АвтоВАЗа”, но и финансировать его текущие инвестиционные потребности и привлекать для него заимствования на внешних рынках. Сумму, на которую ВТБ может прокредитовать “АвтоВАЗ”, оба топ-менеджера назвать не смогли. По словам Завьялова, она может появиться лишь после разработки бизнес-плана “АвтоВАЗа”. Топ-менеджер ВТБ лишь заверил, что лимит кредитования “АвтоВАЗа” банк точно пересмотрит в сторону увеличения с нынешних 5 млрд руб. Источник, знакомый с планами банка, уверяет, что речь может идти о сумме более чем в $1 млрд.“ВТБ может профинансировать строительство нового автозавода, которое затевает “АвтоВАЗ”, возможно, вместе с РосБР”, – говорит другой собеседник “Ведомостей”, близкий к ВТБ.

ВТБ также изучает возможность выкупа у “АвтоВАЗа” и его банковских “дочек”, заявил Игорь Завьялов. По его словам, это позволит улучшить обслуживание “АвтоВАЗа” и не создавать филиалов в Тольятти. Название банков он не сообщил. Но “АвтоВАЗ” вместе со своими “дочками” владеет акциями лишь двух банков – 100% акций Автомобильного банкирского дома и 19,9% акций Национального торгового банка (НТБ), контрольный пакет которого в конце прошлого года приобрел бывший руководитель “АвтоВАЗа” Владимир Каданников. “Каданников только недавно купил НТБ и вряд ли намерен его продавать. Так что ВТБ присматривается только к Автомобильному банкирскому дому”, – признался источник, близкий к банку.

Аналитик ГК “Регион” Валерий Вайсберг согласен, что, владея местным банком, ВТБ сможет перевести туда все счета завода и контролировать обслуживание крупного клиента. Но плата за местный банк, предполагает аналитик, будет высока – около $160 млн. Аналитик “Метрополя” Александр Жуков оценивает инвестиционные потребности “АвтоВАЗа” по уже объявленным проектам в $4,5–5 млрд. Всю эту сумму “АвтоВАЗ” может привлечь в госбанках и из бюджета, отмечает аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов, но запросы завода уже сейчас превышают его потребности. Жуков отмечает, что если госбанки организуют “АвтоВАЗу” длинные и дешевые кредиты, то завод вполне сможет рассчитаться с ними из собственной прибыли. Ведь, по его прогнозу, в 2006 г. “АвтоВАЗ” должен заработать $176,6 млн, а в 2007 г. еще больше – $220 млн.