Orkla пришла на Северо-Запад


О том, что компания Orkla подписала договор о покупке более 75% акций ЗАО “Кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской”, “Ведомостям” рассказал директор Orkla Foods CIS Филип Уэй. По его словам, это хорошая возможность для расширения географии бизнеса в России: “СладКо”, приобретенное нашей компанией в прошлом году, имеет сильные позиции на Урале, в Сибири и Поволжье. Фабрика им. Крупской поможет нам охватить Северо-Запад – ведь она занимает около 40% рынка шоколадных изделий в этом регионе”.

Руководство фабрики им. Крупской вчера было недоступно для журналистов, однако в распространенном вчера пресс-релизе Orkla приводятся слова гендиректора фабрики Нины Степановой, которая говорит, что Orkla “является наиболее подходящим стратегическим инвестором для будущего компании, в части инвестиций, развития управления и укрепления брэнда”.

Стоимость сделки стороны не раскрывают.

Владелец подмосковной кондитерской фабрики “Коркунов” Андрей Коркунов говорит, что норвежцам достался один из лучших на российском рынке активов, с сильным брэндом и достаточно хорошим оборудованием. Однако, скорее всего, этот актив обошелся им недешево. Стоимость 100% акций предприятия, по его оценке, может составлять не менее двух годовых оборотов предприятия, а это около $100 млн.

Исходя из этого расчета, “бывшие владельцы фабрики продешевили, если сумма сделки составила менее $75 млн”, говорит Коркунов.

А аналитик компании “Ренессанс” Наталья Загвоздина считает, что сделка вряд ли стоила более одного оборота фабрики. “На российском пищевом рынке оценка стоимости на уровне двух оборотов – большая редкость, в основном так оценивают компании – лидеры в очень рентабельной отрасли”, – говорит Загвоздина.

Аналитик ФК “Уралсиб” Марат Ибрагимов отмечает, что Orkla приобрела не только производство, но и сильные брэнды. С ним согласна Загвоздина, которая говорит, что, построив собственную фабрику, Orkla, возможно, получила бы более современное производство за схожие деньги, однако в кондитерской отрасли иностранные брэнды даже при одинаковой стоимости продаются хуже российских и, как правило, занимают нишевые позиции. “Покупка фабрики с долей, налаженной дистрибуцией и брэндами, возможно, более рациональна”, – говорит она.