ВЕКТОР


Без посторонних

Обсуждая вчера первоочередные меры по развитию в России инфраструктуры связи, члены правительства не забыли и про почту. Это как-никак тоже один из видов связи, причем для некоторых территорий даже единственный, даром что письма между такими территориями ходят неделями. Министр финансов Алексей Кудрин предложил несколько сократить этот срок, акционировав почту и впоследствии продав хотя бы миноритарный пакет акций частным инвесторам. Это “даст возможность модернизировать российскую почту за счет привлечения миллиардов долларов”, цитирует “Интерфакс” Кудрина. Но другие участники заседания правительства восприняли эту идею без восторга. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил, что “переход почты к регулированию на новых принципах должен происходить аккуратно” как раз потому, что во многих отдаленных регионах почта является для людей “единственным окном в мир”, а “переход ее на новые принципы может привести к тому, что она вообще исчезнет из некоторых мест”. А замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин назвал приватизацию почты возможной не раньше, чем потребители получат гарантии недискриминационного доступа к ее услугам. Отчасти чиновников можно понять: либерализация рынка почтовых услуг в отдельных странах (например, в ряде стран Латинской Америки) и впрямь привела к тому, что услуги эти сохранились лишь в тех районах и городах, где их было рентабельно оказывать. И все же жаль, что чиновники не объяснили, какой вред могут принести “Почте России” частные миноритарные акционеры с их инвестициями и заинтересованностью, чтобы почта зарабатывала больше, повышая качество услуг.

Вопросы безопасности

После трагических событий августа 2004 г., когда террористки взорвали два вылетевших из “Домодедово” самолета, аэропорт ставит безопасность во главу угла. Причем перенимает опыт самой, пожалуй, искушенной в вопросах безопасности страны – Израиля.

Самым новаторским аппаратом в общей системе безопасности “Домодедово” должен стать голосовой профайлинг, или анализатор речи GК-1 (не путать с детектором лжи). Первый такой аппарат может появиться в “Домодедово” уже в этом году. В июле аэропорт начнет подготовку к установке новой системы. К GК-1 будут подводиться подозрительные пассажиры. И тот, задавая вопросы, должен проанализировать психоэмоциональные характеристики голоса. Примеры таких вопросов: “Вы когда-нибудь предоставляли неверную информацию правоохранительным органам?” – или: “Везете ли вы с собой запрещенные к перевозке предметы?” На что будет похож прибор – на телефонную трубку или микрофон – и сколько их всего будет в аэропорту, пока не решено, говорят в управляющей “Домодедово” группе “Ист Лайн”. Но всех подряд пассажиров такой процедуре подвергать не будут, обещают в “Ист Лайне”. Лишних очередей аэропорту не нужно, в “Домодедово” и так достаточно недовольных требованием снимать обувь.

Помешать установке GК-1 может нормативная база. Прямого запрета на такое вмешательство в личную жизнь в России, как и в США, нет. Но и разрешающая норма отсутствует. Так что проверка голоса в “Домодедово” может задержаться до соответствующего решения чиновников.