Китай борется с глянцем


Китайские власти не в первый раз вводят ограничения на деятельность иностранных инвесторов в сфере медиа, а потом смягчают их или закрывают глаза на отклонения от правил. Но до сих пор информационно-развлекательных изданий это не касалось. Сейчас же компаниям придется подстраиваться под новые правила. “Теперь, в соответствии с новой политикой министерства печати, нам придется работать в той области, где это будет разрешено”, – говорит Виктор Визо, глава подразделения Hachette Filipacchi Media по Китаю, Юго-Восточной Азии и Австралии. Новая политика в отношении издателей действует уже в течение года, но до недавних пор официально не озвучивалась.

По китайским законам иностранные компании не могут получить лицензию на издание газеты или журнала, вместо этого они заключают “договор об авторских правах” с государственными компаниями.

Очевидная цель необъявленных санкций против иностранных газетчиков – защитить местных издателей и сдержать слишком бурный, по мнению властей, рост числа популярных изданий. По словам осведомленного источника, примерно год назад министерство печати выпустило внутренний документ, в котором перечислены виды китайских изданий, имеющих право получить санкцию правительства на заключение лицензионного договора с иностранцами. “Все издания, не являющиеся научно-техническими, из списка исключены”, – сказал сотрудник министерства.

Впрочем, некоторые крупные издательские дома не почувствовали эффекта от введения новых правил. Vogue, принадлежащий Advance Publications, запустил китайское издание совместно с государственным издателем China Pictorial в сентябре, уже после введения ограничительных мер. По словам Джонатана Ньюхауса, председателя Cond? Nast International, входящего в Advance, окончательное разрешение на издание Vogue было получено в конце 2004 г. Тогда он ничего не знал о будущем моратории на новые зарубежные издания. До этого, в марте, Sports Illustrated, издающийся Time Warner, заявил о планах издавать спортивный журнал в Китае с начала этого года и сообщил, что заключил договор о партнерстве и начал процесс согласования проекта с китайскими властями. Представитель компании выразил надежду, что он будет одобрен.

Но Rolling Stone, издающийся в Китае совместно с государственной China Record Corp. и гонконгской One Media Group of Hong Kong, не обращался в министерство печати за разрешением, как сообщили представители властей. Поэтому, по словам сотрудника шанхайского офиса министерства Чена Ли, издание “перестанет существовать”. (WSJ, 7.04.2006, Кирилл Корюкин)