Дилеры остались порознь


Крупнейшая уральская сеть салонов мобильной связи “Симфония” стала партнером франчайзингового проекта “Цифроград”, рассказали “Ведомостям” директор по маркетингу “Цифрограда” Андрей Набатчиков и гендиректор “Симфонии” Александр Доросинский. Девять месяцев назад Доросинский стал инициатором создания и председателем Межрегиональной ассоциации мобильных технологий, в которую вошли 22 региональных сотовых дилера. На первом съезде ассоциации, состоявшемся в июле, ее члены сформулировали главную цель объединения – противостояние региональной экспансии федеральных продавцов сотовых телефонов. Вдобавок местные дилеры рассчитывали, что, объединившись, смогут добиться более выгодных условий закупки сотовых телефонов и операторских контрактов. Но уже в сентябре один из членов ассоциации – пензенская “Орбита-GSM” (владелец 42 салонов) приняла решение перейти под брэнд “Цифроград”. Месяц спустя стало известно, что другой участник ассоциации – сибирская компания StarCom-Mobile (46 салонов) вошла в состав Dixis. Практически одновременно “Евросеть” купила еще одного члена регионального содружества дилеров – сибирскую сеть “Мобильный мир” (40 магазинов). Нынче же ассоциацию покинул ее основатель и крупнейший член – в “Симфонию” входит 107 салонов.

“Процесс консолидации игроков и окончательного передела рынка вступает в решающую фазу”, – отмечает руководитель службы по связям с общественностью сети салонов Dixis Татьяна Москалева. Ее не удивляет, что компании, еще прошлым летом собиравшиеся бороться за место под солнцем, одна за другой переходят под брэнды более крупных участников рынка.

На вопрос “Ведомостей”, почему “Симфония” решила стать франчайзи “Цифрограда”, Доросинский отвечает кратко: “Захотелось”. При этом ассоциация, по его словам, “работала, работает и будет работать”. Но другие члены ассоциации придерживаются иного мнения. “Сейчас идея ассоциации находится в замороженном состоянии – удельные княжества нелегко объединять”, – замечает гендиректор ростовского дилера “Мобайл” Александр Кобяцкий. “Каждый продолжает идти самостоятельно”, – подтверждает гендиректор волгоградской компании “7 соток” Алексей Павлюкевич.

“Изначально было понятно, что у этого объединения не было перспектив: слишком разными были уровни развития компаний, регионы, амбиции, да и взгляды на развитие ассоциации часто были диаметрально противоположными”, – говорит руководитель пресс-службы Divizion Очир Манджиков. По его мнению, ассоциация так и не продвинулась дальше деклараций. “Для нас было главным наладить отношения с другими дилерами и заявить о своем существовании производителям телефонов, и эти задачи ассоциация выполнила”, – возражает Павлюкевич.

В марте агентство “Сотовик” опубликовало результаты исследования российского рынка сотовой розницы, согласно которому с конца 2003 г. по конец 2005 г. доля рынка, контролируемая десяткой крупнейших российских ритейлоров, выросла с 20% до 72% (по количеству проданных сотовых телефонов). “Региональным компаниям практически невозможно противостоять этой тенденции”, – замечает Манджиков. А вот Павлюкевич считает, что некоторые из региональных дилеров все же выживут, замечая, что “на рынке продается не только фабричное вино, но и домашнее”.