Не изобретать грузовик


Группа “ГАЗ” ведет переговоры о покупке платформы для производства малых коммерческих автомобилей (так называемые LCV) с DaimlerChrysler, сообщил вчера гендиректор управляющей компании “Руспромавто” Максим Авдеев. По его словам, стороны “близки к подписанию соглашения”. Источник, близкий к ГАЗу, рассказал “Ведомостям”, что речь идет о платформе для автомобиля грузоподъемностью не более 1 т. Переговоры с DaimlerChrysler находятся в завершающей стадии и соглашение о продаже лицензии может быть заключено в течение месяца, сообщил источник. Если сделка состоится, DaimlerChrysler не только продаст платформу. Его менеджеры помогут ГАЗу побыстрее поставить ее на конвейер, отмечает собеседник “Ведомостей”. По его словам, новый автомобиль будет удачным дополнением к нынешним моделям предприятия – “Газели” и “Соболю”. В год может собираться 15 000–25 000 машин.

Уточнить какие-либо подробности переговоров на ГАЗе отказались. Председатель совета директоров Горьковского автозавода Александр Юшкевич сказал лишь, что руководство группы оценивает емкость российского рынка LCV в 30 000–50 000 автомобилей в год. ГАЗ хотел бы завоевать на нем до 50%, добавил Юшкевич. Представитель DaimlerChrysler заявил “Ведомостям”, что ему ничего неизвестно о переговорах с ГАЗом.

До сих пор Авдеев исповедовал другую философию. Осенью он рассказывал “Ведомостям”, что “Руспромавто” хочет само разрабатывать новые автомобили. Главную надежду компания возлагала как раз на легкие коммерческие автомобили. “[Надо] делать новую машину. Новую русскую машину, – говорил Авдеев. – Для этого, конечно, нужен опытный партнер. Но его надо искать на этапе закупки, создания компонентов”.

Но ни одна российская компания не способна потянуть самостоятельную разработку новой платформы, отмечает аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов. “Это стоит очень дорого – сотни миллионов долларов, – отмечает аналитик. – Такие траты можно окупить лишь при продаже автомобилей по всему миру, что под силу лишь транснациональным автоконцернам”. DaimlerChrysler вряд ли продаст ГАЗу самые последние наработки. Но даже старая лицензия вполне может оказаться современнее изысканий отечественных конструкторов, полагает Смольянинов.

Покупка лицензии платформы под ключ может стоить от $100 млн, говорит руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ компании A. T. Kearney Евгений Богданов. Смольянинов не исключает, что сделка может быть структурирована таким образом, что ГАЗ будет платить за лицензию в зависимости от объема производства новых автомобилей. Это существенно снизит его первоначальные расходы.

Генеральный менеджер по маркетингу группы “Рольф” Валерий Тараканов отмечает, что DaimlerChrysler в сегменте LCV поставляет в Россию автомобили Mercedes Vito и Sprinter. Но стоят они достаточно высоко – от 23 000 евро ($27 700). Тогда как лидер в этом классе – Hyundai Porter стоит от $12 400, говорит представитель ТагАЗа. Но Богданов считает, что покупка платформы позволит ГАЗу существенно снизить стоимость автомобиля. “При глубокой локализации этот автомобиль может почти не отличаться по цене от “Соболя” и “Газели” (сейчас – $8500–9000)”, – уверен он.

Тараканов считает оправданным намерение ГАЗа выйти в сегмент легких коммерческих автомобилей, так как он будет расти самыми быстрыми темпами – на десятки процентов в год. По его словам, эта тенденция будет сохраняться – этому способствует рост потребительского рынка и плотный транспортный поток в больших городах. Он напомнил, что в прошлом году в Москву был запрещен въезд внутрь Третьего кольца автомобилей грузоподъемностью больше 1 т.