“Семерка” делит бизнес


Совладелец “Столичных гастрономов” Владимир Груздев в интервью “Ведомостям” отмечал, что этой компании принадлежали помещения всех магазинов “Седьмого континента” до IPO (в ноябре 2004 г. ОАО “Седьмой континент” – оператор сети – разместило 13% акций в РТС. – “Ведомости”). Позже менеджеры решили приобретать новые магазины непосредственно на публичную компанию. В сентябре прошлого года Груздев рассказывал, что ОАО “Седьмой континент” принадлежит до 20% всех торговых площадей сети, а компания “Столичные гастрономы” “больше не растет – активы зафиксированы на определенную дату”. Владельцы даже не исключали, что “Столичные гастрономы” “со временем сделают “Седьмому континенту” предложение выкупить все магазины”.

Как стало известно “Ведомостям”, роль “Столичных гастрономов” окончательно изменилась – компания планирует строить торгово-развлекательные центры за пределами столицы для сдачи в аренду. В опубликованном вчера отчете Росбанка, организатора облигационного займа “Столичных гастрономов”, говорится, что стратегия компании помимо обслуживания потребностей “Седьмого континента” предусматривает “развитие деятельности на растущем рынке девелопмента”, в частности “выстраивание долгосрочных взаимоотношений с другими операторами розничной торговли”. В 2007–2008 гг. “Столичные гастрономы” запустят два торгово-развлекательных центра в Ростове-на-Дону (площадью 78 000 кв. м) и Реутове (более 160 000 кв. м), говорится в отчете.

Пресс-секретарь “Столичных гастрономов” Елизавета Лучицкая подтвердила “Ведомостям”, что “Столичные гастрономы” начинают работать в регионах с форматом торгово-развлекательных центров. По ее словам, строительство ТРЦ вскоре начнется в Самаре и Брянске, где компании уже принадлежат участки.

Директор департамента Colliers International Максим Гасиев считает, что строительство ростовского и реутовского торгцентров может стоить до $240 млн. На приобретение и строительство торговых площадей “Столичные гастрономы” собираются потратить средства от облигационного займа в размере 1,5 млрд руб.

На развитие девелоперского направления владельцев “Семерки” вдохновила высокая прибыльность “Столичных гастрономов” и рост рынка торговой недвижимости. В материалах Росбанка отмечается, что по итогам 2005 г. EBITDA margin компании составила 79,8%, а рентабельность чистой прибыли – 59%. Ставки аренды, с которыми работают “Столичные гастрономы”, варьируются от $250 за 1 кв. м в год в спальных районах Москвы до $1000 за 1 кв. м в год в историческом центре. По размеру торговых площадей на душу населения Россия все еще очень отстает от других стран, говорится в отчете. Так, торговые площади продуктового ритейла на 1000 человек составляют на местном рынке около 18 кв. м, в Польше – 75 кв. м, Венгрии – 110 кв. м, Великобритании – 359 кв. м, Германии – 1100 кв. м.

Коллеги “Седьмого континента” уже давно оценили доходность девелоперского бизнеса – торгово-развлекательные центры строят “Рамстор”, “Патэрсон”, “Самохвал” и др. Президент ТД “Копейка” Александр Самонов в конце прошлого года говорил о намерении акционеров сети инвестировать в строительство ТРЦ в Подмосковье. Консультант владельцев “Копейки” из Centrum Group Russia рассказывал, что центры площадью 40 000 кв. м могут появиться в радиусе 300 км от Москвы в городах с населением от 100 000 человек – в Ярославле, Твери, Рязани, Туле, Калуге, Мытищах, Подольске, Электростали, Люберцах, Королеве. В “Копейке” были готовы вложить в проектирование и строительство ТЦ около $1000 на 1 кв. м с расчетом на окупаемость в 4–6 лет.