Жак Ширак уступил улице


Принятый парламентом и подписанный на прошлой неделе Шираком закон о первом контракте дает работодателям право в первые два года работы увольнять сотрудников моложе 26 лет без объяснения причин. Главный защитник закона премьер-министр Доминик де Вильпен утверждал, что эта мера снизит чрезвычайно высокую безработицу среди молодых французов – 23%. Работодатели неохотно нанимают молодежь, поскольку действующее законодательство делает увольнение сотрудников крайне сложной и дорогой процедурой.

Под нажимом молодежи и профсоюзов Ширак вчера объявил о фактической отмене скандального закона. “Ни со стороны молодежи, ни со стороны предприятий не обеспечено необходимое доверие и спокойствие, что позволило бы применять на практике контракт первого найма”, – объяснил решение президента премьер Вильпен. С начала февраля по стране прокатилась волна миллионных акций протеста, прошли дневные забастовки в аэропортах, на железнодорожном и городском транспорте.

“Закон окончательно похоронен”, – радуется Жан-Клод Майи, лидер старейшего в стране профсоюза FO. Цель протестующих достигнута, заявил он информагентству AP. А вот лидер крупнейшей студенческой организации UNEF Бруно Жулиар подчеркивает, что его подопечные пока занимают выжидательную позицию и готовы выйти на улицы, если чиновники переменят свои планы.

“Правительство дожали манифестации”, – уверен консультант компании Cisco в Париже Николай Ермошкин. Многие из акций протеста закончились столкновениями с полицией. В минувшие выходные экс-президент Франции Валери Жискар д’Эстен заявил, что политический кризис вокруг законопроекта сравним по масштабам с кризисом 1950-х гг. из-за политики в отношении Алжира.

“Ширак поступил как трус”, – уверен генсекретарь Европейской федерации работодателей Робин Чейтер. Французский президент продемонстрировал слабость перед мнением улицы и теперь навсегда станет ее заложником. “Теперь Франция станет плохим примером для других стран”, – отмечает экономист Bank of America Холгер Шмидинг. Успех французских акций протеста ставит под угрозу будущее реформ рынка труда в Германии и Италии, в то время как успех Франции, Германии и Италии в реформировании своих рынков труда подтолкнул бы замедляющийся рост ВВП еврозоны с нынешних 1,5–2% до 2,5%.

Скандальный закон будет заменен проектом помощи “проблемной” молодежи, он уже внесен в парламент, говорит сотрудник администрации Ширака. Законопроект обещает госсубсидии компаниям, берущим на работу “недостаточно образованную молодежь из проблемных районов”.

Но господдержка не решит проблему занятости, считает Чейтер. Французскому правительству надо не вешать ярлыки на молодых людей, а принять внятный закон о равных правах и тем самым ликвидировать скрытую дискриминацию (арабов и жителей неблагополучных районов) при приеме на работу, уверен он. “Более положительную реакцию в компаниях вызвала бы готовность государства платить за работодателей зарплату таким сотрудникам”, – мечтает Ермошкин. Но бюджет Франции не резиновый и решать проблему придется, не увеличивая госрасходы, возражает Шмидинг.