Очередь в будущий порт


О совместных планах по строительству угольного терминала в Мурманске вчера заявил президент Сибирского делового союза Владимир Гридин. Инвестиции в терминал мощностью 15 млн т угля в год СДС и “Кузбассразрезуголь” разделят поровну, цитирует его “Интерфакс”. “Кузбассразрезуголь” и СДС договорились о таком партнерстве, соглашение будет подписано в ближайшее время, пояснил представитель КРУ, назвав свою компанию инициатором проекта: именно “Кузбассразрезуголь” подписывал соглашение с Мурманской областью и финансировал проектно-изыскательские работы. Они должны завершиться в 2007 г., чтобы терминал начал работу в 2009–2010 гг. По итогам этих работ определится стоимость строительства и доли партнеров, добавляют в КРУ. Вице-губернатор Мурманской области Александр Рузанкин уточняет, что сам “Кузбассразрезуголь” в переговорах с областью оценил свою стройку в $200 млн.

Терминал угольщиков – лишь часть амбициозного проекта по строительству нового порта в Кольском заливе. Бухта этого залива – самая глубоководная, имеет прямой выход в океан, это северные “энергетические ворота России”, говорил в прошлом году министр транспорта Игорь Левитин. Сейчас на восточном берегу залива работает Мурманский морской торговый порт (ММТП). В 2005 г. он перевалил 11 млн т угля. Но его мощностей не хватает, а развиваться ММТП некуда, сетует Рузанкин. Поэтому чиновники решили, что на западном берегу залива должен появиться новый порт – Большой порт Мурманска, один из претендентов на статус особой экономической зоны. Генеральную схему этой стройки полгода назад одобрил премьер-министр Михаил Фрадков. По ней грузооборот нового порта к 2010 г. должен составить 50 млн т, к 2015 г. – превысить 75 млн т.

У СДС нет своих портов. Были планы построить терминалы в Усть-Луге (Ленинградская область) и украинском порту Южный. Пока они не реализованы, но остаются в силе, говорит вице-президент СДС Ирина Николаева. У “Кузбассразрезугля” два терминала: крупнейший в стране в порту Восточный (15 млн т угля в 2005 г.) и строящийся в Усть-Луге (проектная мощность – 15 млн т). Но конкуренты планы по строительству новых мощностей одобряют: слишком серьезен их дефицит, отмечает Иван Слепцов, представитель СУЭК, которая строит терминал в Ванино на 12 млн т за $130 млн. Хотя на Северо-Западе ей хватает долгосрочных контрактов с существующими портами.

Осложнить планы инвесторов может РЖД. Чтобы Большой порт Мурманска заработал, ему нужно почти 200 км железнодорожных развязок, говорит Рузанкин. Президент РЖД Владимир Якунин в прошлом году пообещал вложить в них почти $500 млн. Но в инвестпрограмме монополии на 2006–2008 гг. этих средств не зарезервировано, заявили вчера в пресс-службе РЖД. Ожидая общего плана развития региона, не утвердил схему строительства порта и Минтранс, добавили представители ведомства.