Страсти по Мерилин


В судах штатов Нью-Йорк, Калифорния и Индиана начались процессы, которые должны определить, в каком из штатов Мерилин Монро проживала непосредственно перед смертью. От ответа на этот вопрос зависит, кто сможет зарабатывать на ее образе.

Кинозвезда родилась в Калифорнии, но в 1955 г., в расцвете голливудской карьеры, приехала в Нью-Йорк, чтобы учиться актерскому мастерству. Здесь она познакомилась с Ли Страсбергом, директором знаменитой школы The Actors Studio, через которую прошли многие американские кинозвезды. Он оставался другом и покровителем актрисы до ее смерти в 1962 г. Именно ему она завещала большую часть своего состояния, оцененного тогда в $800 000. В 1967 г. Страсберг женился на начинающей актрисе из Венесуэлы Анне Мизрахи. И ей после кончины супруга в 1982 г. достались права на наследие кинозвезды. Буквально через несколько месяцев она начала торговать маркой Marilyn Monroe и фотографиями актрисы. С 1983 по 1995 г. Монро с подачи Страсберг участвовала в нескольких успешных рекламных кампаниях: ее фотографии украшали нью-йоркский универмаг Bloomingdale’s, помогали продавать шведскую водку Absolut и американскую косметику Revlon. В материалах судов сообщается, что за эти 13 лет Страсберг заработала с помощью Монро более $7,5 млн. Еще $13,4 млн принесла ей в конце 1990-х распродажа вещей Монро – таких, как платье с блестками, в котором актриса пела в 1962 г. Happy Birthday президенту Кеннеди. Правда, часть этих средств Страсберг перечислила на благотворительность. В 1996 г. у предприимчивой вдовы появился партнер – владелец базирующейся в Индиане компании CMG Worldwide Марк Резлер, которого в США называют “королем бизнеса на мертвых звездах”. Он обязался выплачивать Страсберг ежегодно не менее $1,1 млн лицензионных платежей за использование образа Мерилин, рассказал бывший сотрудник CMG. Он уверен, что Резлер как минимум удвоил доходы Страсберг, активно продавая права на изображения актрисы: ее фотографии появились на зажигалках, игральных автоматах и даже на одежде для собак, продающейся под слоганом “Лучшие друзья собак – это бриллианты”. В 2000 г. партнеры основали компанию Marilyn Monroe LLC, распоряжающуюся брендом.

Независимо от Marilyn Monroe LLC фотографиями актрисы долгое время торговали семьи четырех фотографов, снимавших “великую Мерилин” при жизни. Каждый из них заработал на лицензионных платежах сотни тысяч долларов. Например, Ларри Шоу, отец которого Сэм Шоу сделал одну из самых знаменитых фотографий актрисы – в развевающемся платье на решетке подземки, – получал от продажи прав на репликацию этого снимка по $100 000 в год.

В прошлом году Страсберг и Резлер подали иск к своим конкурентам, в котором требовали наследников фотографов перечислять часть выручки от торговли изображениями Монро в Marilyn Monroe LLC. Джошуа Грин, отец которого Милтон Грин сделал более 1000 снимков Монро, рассказывает, что пытался продать права на одну из фотографий японскому коллекционеру за $70 000, однако сделка сорвалась, потому что Страсберг требовала слишком большую долю. Не сумев договориться, фотографы подали иски в суды Нью-Йорка, Калифорнии и Индианы, где “прописан” Резлер. Они пытаются доказать, что Мерилин перед смертью жила в штате Нью-Йорк, а значит, распоряжаться ее наследством следует по законам этого штата. Если суд согласится с их доводами, Страсберг и Резлер лишатся прав на образ актрисы: в Нью-Йорке человек не может завещать права на свои изображения. “Страсберг зарубила курицу, несущую золотые яйца”, – резюмирует Грин.(WSJ, 10.04.2006, Кирилл Корюкин)