ВЕКТОР


Запоздалая либерализация

Либерализация российского телекоммуникационного рынка идет медленнее, чем ожидалось. Так, с 1 апреля операторы, занимающие существенную долю (т. е. более четверти) рынка каждого российского региона, должны были опубликовать тарифы на услуги присоединения к своей сети других операторов (каждый оператор платит за пропуск трафика своих абонентов через сети других операторов). Это делается для того, чтобы существенные операторы (а под это определение подходят как минимум все “дочки” “Связьинвеста”) не дискриминировали одни компании (скажем, своих дочерних операторов) по сравнению с другими. Предельные тарифы на услуги присоединения должны устанавливаться Россвязьнадзором, однако они пока не опубликованы. По словам главы Россвязьнадзора Валерия Бугаенко, их расчет – “вопрос ближайшего месяца”. А пока операторы оказались в подвешенном состоянии: нет документов Россвязьнадзора – не обязательно и публиковать тарифы. Более мелкие операторы ждут директив Россвязьнадзора, затаив дыхание: они опасаются, что, если существенные операторы будут устанавливать тарифы самостоятельно, условия присоединения и пропуск трафика как минимум не улучшатся, а могут даже и ухудшиться.

“Рособоронэкспорт” всем поможет

В последнее время “Рособоронэкспорт” перешел в наступление в самых разных отраслях российского бизнеса. Госпредприятие получило контроль над “АвтоВАЗом”. Именно в его интересах, как признавались участники фондового рынка, скупались некоторое время назад акции “Сургутнефтегаза”. А недавно гендиректор “Рособоронэкспорта” Сергей Чемезов признался, что его компания ведет переговоры с владельцами “ВСМПО-Ависмы” о выкупе у них блокпакета акций титановой корпорации. Такая экспансия не может происходить без поддержки властных структур. А раз так, почему бы этим не воспользоваться? Вчера Союз производителей нефтегазового оборудования предложил “Рособоронэкспорту” сформировать и возглавить консорциум российских подрядчиков для работ на шельфе. Речь прежде всего идет о крупнейшем экспортном проекте “Газпрома” – разработке Штокмановского месторождения. Союз надеется, что поддержка “Рособоронэкспорта” позволит избежать повторения ситуации с сахалинскими шельфовыми проектами, в которых российские машиностроители практически не участвуют.