Консультант и ученый


ГАЗ начал превращаться в автомобильный холдинг в прошлом году, когда Олег Дерипаска передал компании пакеты акций своих автобусных заводов и предприятий, выпускающих топливную аппаратуру и двигатели. Вскоре менеджеры ГАЗа объявили, что уже в 2008 г. этот автогигант может разместить свои акции на бирже. А на должность гендиректора компании в “Руспромавто” думали пригласить именитого иностранного специалиста – бывшего гендиректора СП “GM-АвтоВАЗ” Джона Милонаса. Однако это назначение не одобрили акционеры, рассказал “Ведомостям” близкий к компании источник.

Но уже ближайшим летом в руководстве ГАЗа все-таки появится иностранец. В совет директоров компании выдвинуты два независимых кандидата – управляющий партнер немецкой Automotive Advisors & Associates Ганс Гюнтер Боллиг и гендиректор Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) Алексей Ипатов, рассказали “Ведомостям” сразу несколько источников, близких к ГАЗу и “Русским машинам”. Акционеры проголосуют за директоров 3 июня на годовом собрании. Представитель “Русских машин” Елена Матвеева и сам Боллиг от комментариев воздержались, с Ипатовым же “Ведомостям” не удалось связаться.

Оба будущих директора – эксперты в автомобильной отрасли. Боллиг работает в сфере управленческого консультирования более 25 лет, говорится на сайте Automotive Advisors & Associates, он руководил автомобильной практикой A.T. Kearney, был европейским партнером в аудиторской компании Coopers & Lybrand (потом объединилась с PriceWaterhouse). Automotive Advisors & Associates – его собственная консалтинговая компания, пояснил “Ведомостям” партнер Боллига в России – гендиректор консалтинговой компании “Стратегика” Александр Идрисов. “Ганс Гюнтер – ведущий европейский эксперт в автопроме, и проблемы ГАЗа ему тоже знакомы. Вместе с нами Automotive Advisors & Associates разрабатывала для Нижегородской области стратегию ее развития в части автомобильной промышленности”, – рассказывает Идрисов. К тому же Боллиг, по его словам, верит в большие перспективы развития российского автопрома, в особенности в части производства автокомпонентов. Сотрудники A.T. Kearney не смогли охарактеризовать Боллига – он покинул компанию в 1989 г. Идрисов считает, что присутствие Боллига в совете директоров ГАЗа поможет компании более структурированно принимать решения и более планомерно выводить производство автокомпонентов в отдельный бизнес.

А 52-летний Алексей Ипатов всю жизнь проработал в НАМИ, рассказал “Ведомостям” один из его знакомых. Ипатова считают одним из основных разработчиков концепции развития автопрома, принятой правительством в 2002 г. “Он отлично разбирается в отрасли и знает все ее проблемы”, – отмечает собеседник “Ведомостей”. А сотрудник одного из автопредприятий полагает, что ГАЗу пригодятся обширные связи Ипатова среди чиновников. Тем более что НАМИ находится в непосредственном ведении Роспрома, глава которого Борис Алешин сейчас активно занимается разработкой новой, “инвестиционной” концепции автопрома.

Из всех российских автомобильных компаний независимые директора есть лишь у “Северсталь-Авто”. К своему прошлогоднему IPO компания пригласила в совет президента инвестфонда Kiuru Partners Сеппо Ремеса, консультанта General Motors Дэвида Хермана и директора Высшей школы экономики Евгения Ясина. Поэтому и привлечение Боллига и Ипатова в совет директоров ГАЗа аналитики расценили как первый шаг к IPO. Аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова полагает, что у группы ГАЗ есть все шансы удачно разместиться. “Инвесторы ее акциями интересуются, но компании очень важно не потерять свои позиции на рынке”, – говорит она. Пока ГАЗу это удается, но негативные тенденции уже заметны: в главном для компании секторе легких коммерческих автомобилей ее теснит импорт, поэтому в прошлом году продажи микроавтобусов ГАЗа упали на 7,5%, говорит аналитик.