Сэкономят на двоих


Оценить выгоды Boeing эксперты не берутся. Структуру издержек компания не раскрывает. Хотя известно, что в себестоимости самой последней новинки Boeing – модели B-787 – титан составляет 15%. Сейчас у Boeing уже есть заказы на 386 таких лайнеров. Стоимость этой модели по каталогу – $132–150,5 млн, а себестоимость ее производства должна составлять примерно 90% от продажной цены, посчитала аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Получается, только на выпуске заказанных B-787 Boeing может сэкономить $1,5–2 млрд. Политические же плюсы для американцев очевидны, добавляет Сахнова. Как стратегический партнер ВСМПО Boeing должен заручиться поддержкой властей, тем более что корпорацией уже интересуется ФГУП “Рособоронэкспорт”. Следующим шагом может стать победа в тендере “Аэрофлота”, полагает Сахнова. Перевозчик готовится потратить до $3 млрд на новый дальнемагистральный флот и с прошлого лета выбирает между двумя конкурирующими лайнерами – Boeing 787 и Airbus 350.

Сегодня Boeing и “ВСМПО-Ависма” подпишут соглашение о создании совместного предприятия в Верхней Салде. Детали соглашения в компаниях официально не комментируют. Но два близких к ним источника говорят, что СП будет создано на паритетных началах. Предприятие займется выпуском полуфабрикатов для деталей лайнеров. Оборудование для нового производства стоимостью $40 млн уже закуплено. Большая часть этих затрат легла на “ВСМПО-Ависму”, зато Boeing предоставит свои технологии, уточняет источник. Если партнеры не столкнутся с форс-мажорными обстоятельствами, СП заработает уже в этом году, добавляет другой собеседник “Ведомостей”. Через три года оборот СП должен составить $200 млн, говорит близкий к ВСМПО источник.

ВСМПО – давний партнер Boeing, первый контракт на поставку титана они подписали еще в 1994 г. Но поставлялось всегда только сырье – так называемые титановые слитки. Производство полуфабрикатов для деталей самолетов (“контуров”) и самих деталей Boeing не доверял никому и делал самостоятельно в Портленде. “Потери” сырья были серьезными: на сами детали уходило только 16–20% поставленных слитков, говорит близкий к ВСМПО источник. Отрезанный по лекалу материал в виде стружки или скрапа доставался американским конкурентам ВСМПО.

Новое СП будет выгодно обоим учредителям, уверен собеседник “Ведомостей”. Boeing на 20–25% снизит издержки на производство деталей, экономя на рабочей силе. ВСМПО решит проблему сырья, так как у него будет оставаться титановый скрап. За последние несколько лет мировые цены на него выросли с $1 до $15 за 1 кг. Так что ВСМПО решила перестраховаться по максимуму – скрап у нового СП она будет покупать по “бессрочной” фиксированной ставке, уверяет близкий к корпорации источник.

ВСМПО не первая озаботилась сырьевой проблемой. Плюсы скрапа уже оценила американская Timet, второй в мире продавец титана. Месяц назад она объявила, что довела долю скрапа в общем объеме сырья до 40%. ВСМПО всегда закупала сырье за рубежом, в основном на Украине. Так что новое СП – серьезный плюс для бизнеса корпорации, уверен аналитик “Атона” Владимир Катунин.

В Airbus и ее материнской компании EADS комментировать планы американцев не стали. “Нам вполне достаточно существующих долгосрочных контрактов с ВСМПО”, – лишь заметил глава российского представительства EADS Вадим Власов.