Любовь на волне


Романтическая комедия – самый ненавистный для автора этих строк из голливудских жанров: сладкий, паточный. К “Питеру FM”, однако, можно отнестись более чем благосклонно, хотя синопсис фильма пугает. Он – талантливый архитектор, который на днях должен уехать творить в Германию. Она – популярный диджей. Ну да, она – известная красавица-пианистка, а он – перспективный молодой политик. Она – проститутка, а он – миллионер. Какие еще бывают варианты?

Она при этом готовится к свадьбе, но сомневается. Потому что будущий муж – правильный скучный буржуа. А он тоже сомневается, переть ли в Германию, боится, что его удушат тоской, а вдобавок очень любит архитектуру Питера. Оба, как водится у российских 20-летних, обитают в двухэтажных квартирах. Причем ему дали такую временно – пока служит дворником.

В фильме, однако, приятный и незаигранный сюжетный поворот, заставляющий смириться с предлагаемыми обстоятельствами: он и она знакомятся благодаря тому, что она потеряла свой мобильник, а он нашел и захотел вернуть. Они встречаются? А вот нет: им все время что-то мешает. При этом они долго общаются по телефону на фоне подступающих белых ночей. Она к тому же ведет свои передачи, а он, разгуливая по фантастически красивому, каким его теперь изображают в кино, Питеру, постоянно слушает ее через наушники, не зная, что она – и есть та девушка, которой он должен вернуть мобильник. Под взаимным влиянием оба еще сильнее сомневаются в своих планах.

В отличие от голливудского кино “Питер FM” работает на более общих, но всегда кажущихся неиспользованными батарейках-идеях. Молодость как весна, весна как молодость, вся жизнь впереди – надейся и жди, прогулка по вечернему, но все еще светлому городу как символ вечной свободы. Оба героя не хотят принимать кардинальных решений, смутно предчувствуя, что, согласившись, они, как трамвай, станут на рельсы, по которым катиться всегда, – и прощай свобода с молодостью. Приятные актеры: дебютантка Екатерина Федулова, Евгений Цыганов, Ирина Рахманова. Новаторский для роскино ход с камео – не эпизодическими даже, а гостевыми мини-ролями, в которых забавно отметились Машков, Пирогов, Цурило, Баширов, Краско. Неожиданный финал: не буду рассказывать, изменили ли главные герои свои жизненно важные планы и встретились ли.

Единственное, что смущает: красивый Питер и ситуация “молодые петербуржцы ощущают себя полноценными свободными европейцами” уже отыгрывалась в “Прогулке”. И еще: кажется, что желание создателей фильма показать своих героев людьми одновременно небуржуазными (т. е. нестандартными) и узнаваемыми (типичная современная красивая раскованная молодежь) сыграло дурную шутку. Герои-таки тоже выглядят стандартными – нося типичную одежду, непрерывно слушая определенные радиостанции, запросто решая спор на улице, какой мотив у такой-то песни Гребенщикова (вычеркиваю написанное. Без комментариев).

Кто-то заметил, что есть неуловимая пошлость в стандартах революционных 1960-х. Но есть и пошлость (и пошлость понимания) молодости. При всей антибуржуазности герои начинают выглядеть типичными мажорами.

Под занавес. Оправдываются прогнозы автора этих строк, высказанные недавно в “Ведомостях” в связи с “Охотой на пиранью”, что отечественное кино стало надоедать публике. И “Жесть”, и “Пиранья” недобирают своих денег, зато безумные рекорды устанавливает у нас голливудский мультик “Ледниковый период – 2”. Возможно, публика начинает противиться крутым жанрам отечественного образца. Посмотрим, как она среагирует на жанр белый и пушистый.