КРУПНЫМ ПЛАНОМ: Дороже денег


Металлургов снижение спроса со стороны нацбанков не слишком беспокоит. На монеты идет не больше 1–3% производимого “Норникелем” металла, сообщает начальник управления по связям с инвесторами Дмитрий Усанов. Челябинский цинковый завод последний раз поставлял металл для российских монет при запуске нынешней серии (1997 г.), а доля экспортных поставок для монетного дела тоже невелика, говорит Анна Левитанская, представитель группы ЧТПЗ.

Швейцарское правительство решило с 1 января 2007 г. изъять из обращения монету в 1 сантим ($0,0076). На ее изготовление тратится 11 сантимов, подсчитал министр финансов Ханс Рудольф Мерц. Он планировал сэкономить $230 500, одновременно покончив и с монетой в 5 сантимов, но потребительские организации, опасавшиеся повышения цен при округлении ценников, отстояли ее. Конец терпению швейцарского минфина положил рост цен на медь, из которой на 95% состоит сантим. По оценке Metall Bulletin, в 2005 г. медь стоила $3680 за тонну – вдвое дороже, чем в 2003 г. Прогноз средней цены на 2006 г. еще почти в полтора раза выше – $5200. С начала года медь подорожала на 36%, но спрос остается ажиотажным, констатирует аналитик “Атона” Владимир Катунин.

Евроцент в 1,6 раза дороже сантима, но в производстве дешевле, он состоит из покрытой медью стали. Из стали делаются и одно- и двухпенсовые монеты в Британии. Сталь, в отличие от цветных металлов, пик стоимости прошла в 2004 г., считает Вячеслав Смольянинов из “Уралсиба”. И все равно Финляндия, Бельгия и Нидерланды два года назад перестали чеканить монеты в один и два евроцента: чеканка требует больших энергозатрат.

Убыточными становятся даже цинковые монеты. Стоимость металлов в американском центе (97,5% цинка и 2,5% меди) достигла 77% его номинала. А с учетом затрат на чеканку и распределение ($0,0061 на цент) расходы монетного двора США на выпуск цента превысили номинал на 38%. С центом такое уже бывало: в 1982 г. стоимость меди в его составе превысила номинал, и США облегчили монету с 3,1 г до 2,5 г, сократив долю меди с 95% до 2,5%.

Убытки эмиссионным центрам приносят только самые низкономинальные монеты. Пятиграммовый пятицентовик (75% меди, остальное – никель) обходится американцам в 4,5 цента, а с учетом затрат на работу – в 5,75 цента, на 15% дороже номинала. А совокупные затраты на 10-центовую монету сейчас вчетверо дешевле номинала. Самая дешевая монета – доллар (8,1 г): составляющие ее медь (87,5%) и никель сейчас стоят 6 центов, а суммарные затраты – 12 центов.

Металл, из которого состоят российские монеты, тоже может стоить дороже номинала, предполагает Смольянинов. Но сведения о пропорциях металлов в российских монетах засекречены. Бывший зампред ЦБ Александр Хандруев полагает, что стоимость металла в мелких монетах близка к номиналу и в России. В копейке металл стоит дороже номинала в несколько раз, говорит на условиях анонимности сотрудник ЦБ. В начале 1990-х гг. ЦБ даже был вынужден прекратить чеканку мелких монет, рассказывал в 2003 г. тогдашний первый зампред ЦБ Арнольд Войлуков: “В наших монетах – медь и никель, и переплавка их даже в полукустарных условиях была выгодна”.

Нацбанкам придется отказываться от мелких монет или удешевлять сплавы, а то и выпускать монеты из пластика, как в Австралии, считает Хандруев. Убытки нацбанков от чеканки разменных монет невелики, поясняет директор Центра экономических исследований Сергей Моисеев, а ненужными мелкие деньги делает инфляция. Но в любом случае эпоха металлических денег постепенно уходит в прошлое, соглашается Юрий Кузнецов из ИНП РАН.

Удешевление, или “порча денег”, – как раз то, чем эмиссионные центры занимались на протяжении всей истории денежного обращения, рассказывает Моисеев. Например, в 30–50-е гг. в античном Риме серебряные монеты были 700–600-й пробы, а к 250 г. – 200-й пробы. В Британии в 1290 г. из фунта серебра чеканили 240 пенни, а в 1616 г. – 792. А вес кельнского пфеннига за XIII–XIV вв. упал более чем в 17 раз. Так государства финансировали дефицит бюджетов, считает Кузнецов.

Дешевле сырья могут оказаться даже бумажные деньги. Катастрофическая инфляция в Германии в 1922 г. (цены выросли в 5570 раз) и 1923 г. (в 1300 млрд раз) сделала банкноты дороже бумаги. А в 2003 г. портал для путешественников Inyourpocket.com посчитал, что в Белоруссии в туалетах дешевле использовать рубли, чем туалетную бумагу. Но с 2004 г. президент Лукашенко вывел рублевые купюры из обращения.