В Питере будет больше портов


Вчера Ленинградская область и руководство Containerships Oy подписали соглашение, по которому финская компания взялась построить в регионе сразу два новых контейнерных терминала – в порту Приморск и поселке Янино недалеко от Всеволожска. По словам вице-губернатора Ленобласти Григория Дваса, стоимость этих проектов составит 170 млн евро, они будут реализованы уже в 2006–2007 гг. На первом этапе компания построит логистический комплекс в Янине и первую очередь приморского терминала, рассчитанную на перевалку 0,5 млн 20-футовых контейнеров (TEU) в год, уточнил Двас. Дальнейшее расширение этого терминала – до 1–2 млн контейнеров в год – выведет порт Приморск в группу лидеров среди контейнерных портов России. В Containerships “Ведомостям” подтвердили, что такое соглашение подписано. Но уточнили, что серьезно проработан пока только проект терминала в Янине стоимостью $70 млн. Проект приморского терминала еще находится на стадии разработки, заметил заместитель гендиректора “Контейнершипс Санкт-Петербург” Дмитрий Комов.

Ленобласть давно держит пальму первенства по планируемым портовым проектам, суммарная стоимость которых перевалила за $10 млрд. Самый крупный и амбициозный из них – порт Усть-Луга, который строится с 1992 г. Контейнерный терминал в этом порту строит Национальная контейнерная компания (НКК), крупнейший в стране игрок на этом рынке. НКК планирует построить свой терминал в четыре этапа (его мощность вырастет с 0,8 до 3,3 млн контейнеров в год). Компания оценивает инвестиции в первый этап в $108 млн (терминал должен заработать в 2007 г.).

Новый терминал Containerships должен стать конкурентом этому проекту. Но эксперты ставят на НКК. “Ее проект более проработан и представляется более жизнеспособным”, – считает глава петербургского представительства порта Гамбург Дмитрий Васильев. Сейчас весь грузопоток контейнеров через порты Северо-Запада составляет около 1,5 млн TEU в год. Из них основной объем – около 750 000 TEU – приходится на петербургский терминал НКК, напоминает Васильев. А у Containerships уже есть свой терминал в Кронштадте – “Моби Дик” мощностью 120 000 TEU в год. Компания славится тем, что строит терминалы только под собственные нужды, так что вряд ли она сможет загрузить мощности еще одного терминала, полагает он. Впрочем, гендиректор Первого контейнерного терминала (питерский терминал НКК) Евгений Южилин уверен, что грузопотоков хватит на всех: перевалка контейнеров в России растет на 30–40% в год. Но выбор Приморска кажется ему сомнительным – Усть-Луга удобнее и географически, и тем, что там существуют хотя бы минимальные автомобильные и железнодорожные подъездные пути.