“Аэрофлот” взлетел


Основной задачей “Аэрофлота” должно стать “достижение ситуации, когда в России существует одна регулярная сетевая компания, а все остальные являются ее зависимыми или дочерними обществами”, провозгласил еще прошлой осенью комитет “Аэрофлота” по стратегии. В феврале совет директоров перевозчика вынес на годовое собрание вопрос о допэмиссии его акций. Параметры этого выпуска еще не утверждены. Но менеджмент “Аэрофлота” предложил увеличить уставный капитал на 13,5%. А все дополнительные акции разместить в пользу государства, которое оплатит их своими долями в нескольких авиакомпаниях: “Пулково”, “России”, “Дальавиа” (100% у государства), KrasAir, “Владивостокавиа” (51%) и “Сибири” (25,5%).

С этими перевозчиками “Аэрофлот” получил бы почти половину российского рынка. Однако Росимущество решило пойти еще дальше – предложило передать компании все госактивы в авиации (из 185 российских авиакомпаний государство имеет долю в 118), увеличив госпакет самого “Аэрофлота” с сегодняшних 51,17% до не менее 75%. Об этом говорится в письме замруководителя Росимущества Юрия Медведева, которое тот 4 апреля направил в Минтранс. Копия письма есть у “Ведомостей”, а его достоверность подтвердили оба ведомства.

Зарубежные перевозчики “активно проникают” на российский рынок, а после вступления России в ВТО конкуренция с ними только усугубится, объясняет Медведев. Минтранс и Минэкономразвития признают, что российские авиакомпании должны объединяться, рассматривая возможность создания второго по величине после “Аэрофлота” перевозчика на базе KrasAir. Но Росимущество, проанализировав состав этого холдинга, считает, что госпакет в нем будет больше контрольного. И уверено, что наличие двух госкомпаний, “ослабляющих друг друга”, нецелесообразно, резюмирует Медведев.

Карты Росимущества раскрыл в пятницу Минтранс, обнародовав предложение своих коллег. И хотя Росимущество поспешило заверить всех, что это лишь “один из вариантов <...> развития госактивов в авиации”, акции “Аэрофлота” за минуту взлетели на 5%. К закрытию торгов на ММВБ и РТС компания подорожала на 4,4% – до $2,6 млрд.

Но эксперты и чиновники не разделяют ажиотаж инвесторов. “Такую схему мы никогда не одобрим”, – заявил “Ведомостям” советник министра экономразвития Германа Грефа Игорь Коньков. “Аэрофлот” просто не переварит все авиапредприятия, а мы окончательно потеряем рынок региональных перевозок”, – вторит ему другой сотрудник Минэкономразвития. Минтранс Росимуществу еще не ответил, заявили в пресс-службе ведомства. Но знакомый с позицией Минтранса источник говорит, что ответ будет направлен в ближайшее время и он отрицательный. Сам Минтранс заявил в пятницу, что у него есть альтернативное предложение – создать государственную управляющую компанию, которая и получит госпакеты нескольких перевозчиков.

“Мы надеемся, что предложение Росимущества не будет принято”, – говорит корпоративный директор KrasAir Андрей Бакшеев. Гендиректор и совладелец (около 40%) KrasAir Борис Абрамович больше года ведет переговоры с чиновниками о присоединении к KrasAir еще четырех перевозчиков – “Домодедовских авиалиний”, “Самары”, “Омскавиа”, “Сибавиатранса”. Проект указа президента по созданию такой компании одобрен Минтрансом и Минэкономразвития. Но против выступает Росимущество, поскольку нанятая KrasAir аудиторская фирма “Пачоли” посчитала, что госпакет в таком холдинге составит лишь 42,2%. Представители Росимущества, напомним, насчитали более 50%; как именно – они не комментируют.

Не согласна на размывание своего пакета и владеющая 30% “Аэрофлота” Национальная резервная корпорация (НРК). “Сомневаюсь, что даже все госдоли в авиации дадут государству 75%-ный пакет, но в любом случае такую допэмиссию мы не одобрим”, – предупреждает основной владелец НРК Александр Лебедев.

“США уже создавали своего небесного монополиста – Pan American, который, лишившись господдержки, обанкротился в начале 90-х”, – напоминает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Для конкуренции с иностранцами “Аэрофлоту” достаточно “проглотить” “Пулково”, такого же международного перевозчика из Северной столицы, и два-три “подвозящих” региональных перевозчика, уверен он.