Адамов дошел до суда


GNSS была посредником в реализации сделки ВОУ-НОУ (высокообогащенный уран – низкообогащенный уран), заключенной в 1993 г. между правительствами России и США. Суть сделки состояла в “разбавлении” 500 т высокообогащенного оружейного урана, накопленного СССР, низкообогащенным ураном и продаже его для АЭС. Когда цена на уран на мировом рынке в начале 2000-х гг. начала расти, его продажа через GNSS стала невыгодна для “Техснабэкспорта”, и он добился после сложных переговоров с западными контрагентами исключения GNSS из этой схемы. Но в ответ GNSS в прошлом году подала иск в Стокгольмский международный арбитраж, требуя от “Техснабэкспорта” упущенной выгоды. Первое заседание арбитража состоялось в начале апреля, но, по словам источника в Росатоме, представитель истца на заседание не явился и следующее заседание состоится через несколько месяцев.

Следствие по делу Евгения Адамова после его выдачи в Россию заняло всего четыре месяца. Как говорится в опубликованном в пятницу заявлении Генпрокуратуры, расследование закончено и теперь Адамов может заняться ознакомлением с материалами дела, после чего его передадут в суд.

Адамов обвиняется в мошенничестве в крупном размере в составе организованной группы (ст.159 УК в редакции 1996 г., предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет ), злоупотреблениях должностными полномочиями и превышении должностных полномочий, повлекших тяжкие последствия. По мнению следствия, он вместе с бывшим директором Троицкого института инновационных и термоядерных исследований Вячеславом Письменным, экс-гендиректором (до 2002 г.) “Техснабэскпорта” (эта госкомпания занимается экспортом и импортом ядерных материалов) Ревмиром Фрайштутом содействовал в конце 90-х переходу контроля над 62% акций зарегистрированной в Швейцарии компании GNSS от “Техснабэкспорта” к Письменному. Фрайштут обвиняется по тем же статьям, что и Адамов, а Письменный – только по статье о мошенничестве, но где они находятся, в Генпрокуратуре сообщить отказались. Источник, близкий к следствию, сообщил лишь, что они не арестованы и, возможно, находятся за границей. Кроме того, Генпрокуратура обвинила заочно в мошенничестве и объявила в международный розыск Александра Чернова, президента GNSS. Вся эта группа обвиняется в завладении акциями GNSS, принадлежавшими “Техснабэкспорту” и Приаргунскому производственному горно-химическому объединению, что лишило эти структуры дивидендов на $31 млн, а Адамов обвиняется еще и в незаконном прощении долга GNSS за поставленный, но неоплаченный уран на $113 млн.

Участвующий в защите Адамова адвокат Генри Резник называет столь быстрое завершение следствия неожиданным. “По мнению защиты, с теми обвинениями, которые есть сейчас в отношении Адамова, следствие не стоило и начинать”, – говорит Резник. По его словам, защита экс-министра ожидала от прокуратуры затягивания следствия и выдвижения новых обвинений. Но адвокат Анатолий Кучерена напоминает, что следствие в отношении Адамова началось еще до его экстрадиции в Россию. Ничего удивительного в том, что прокуроры завершили следствие за несколько месяцев, Кучерена не видит: “Все зависит от доказательной базы, собранной следствием”.