Когда дело шьется


В 1992 г. старшина первой статьи миноносца “Отчаянный” 7-й оперативной североатлантической эскадры Северного флота Артемий Семеновский, отдав долг родине, решил пойти в бизнес. На стартовый капитал в светлое время суток зарабатывал в компании, продававшей оптом сантехнику. Ночью – сторожил в торговой палатке. Упорным трудом скопил $300. Еще $1000 занял под 20% в месяц у знакомого. Чтобы сэкономить, даже учредительные документы он скопировал у своего дневного работодателя. Компанию назвал “Виста” (три года назад перерегистрирована в “Виста трейд”). “Как-то случайно открыл словарь и обнаружил там это слово, – вспоминает Артемий. – Понравилось – и значений много, и для бизнеса подходит” (vista в переводе с английского – “перспектива”, “вид”, “аллея”).

Заниматься вначале пришлось всем подряд. Скупал на Киевском вокзале сигареты и в полтора раза дороже сбывал их у метро “Динамо”. Продавал телефонные аппараты фирмам, которые приделывали потом к ним автоматические определители номера. “В Добрынинском универмаге мы с друзьями нашли целый кладезь, – вспоминает Семеновский. – Там почему-то в отделе “Игрушки” телефоны можно было купить по 5 руб. – в четыре раза дешевле, чем в целом по Москве, – и продать рознице с 200%-ной накруткой”.

Высокая оборачиваемость

В 1996 г. Семеновскому пришла идея заняться продажами текстильных аксессуаров – шарфами, платками, банданами, палантинами, пашминами. “Я сам всегда любил носить кашне, – объясняет он. – Тогда сегмент текстильных изделий практически никто не занимал и их ассортимент в магазинах был весьма скудным. Хотелось как-то оживить этот рынок”. У выбранного продукта были и другие преимущества. Палантины (большие шарфы, в которые можно кутаться) – товар, не имеющий жесткого размерного ряда и меньше подверженный влиянию моды. Поэтому его гораздо проще продавать.

На одной из выставок Moda Moscow Семеновскому удалось завязать деловые отношения с представителями одной из крупных европейских компаний по производству текстильной галантереи – Giorgio Passigatti. Заключили контракт на поставку продукции. В первый год оборот компании составил $5000, в последующие два года он увеличился в пять раз. Но 1998 год все резко изменил. “Мне удалось сохранить лишь 10% накоплений”, – вспоминает Артемий.

Чтобы снизить цены, он решил отказаться от посредников и самостоятельно размещать заказы на итальянских текстильных фабриках. Что, впрочем, имело как свои плюсы, так и минусы. “С одной стороны, мы диктовали условия на всех этапах работы, с другой – качество пошива у итальянцев не самое лучшее, хотя как дизайнеры они профессионалы”, – делится опытом Артемий. В 2004 г. он полностью перенес производство в Россию. Сегодня все изделия фирмы “Виста трейд” изготавливаются на текстильной фабрике в Александрове. Здесь работает 20 швей и 50 вышивальщиц. Тем самым Семеновский обеспечил себе не только лучшее, на его взгляд, качество продукции, но и за счет таможенных платежей значительно снизил ее себестоимость. Средняя цена изделий компании “Виста трейд” – $40, в люксовом сегменте – около $100. Объем продаж в 2005 г. составил 20 млн руб. при средней рентабельности 45%, причем ежегодный прирост оборота составляет 30–40%.

Для конкурентов Семеновского организовать производство в России пока не представляется возможным. В компании Rosaria-Accessori все заказы размещают на текстильных предприятиях Франции, Италии и Германии. “В России фабрики ограничены в мощностях, а снабжать их нужным оборудованием – затея дорогостоящая”, – говорит Анна Черенкова, замдиректора по развитию компании.

Непаханое поле

С того момента, как компания “Виста трейд” стала производить текстильные аксессуары в России, она поставила перед собой еще одну цель – закрепиться на рынке товаров премиум-класса. В связи с чем небольшие тиражи тканей “Виста” продолжила закупать в Италии. “К сожалению, в России обеспечить малосерийное производство тканей пока невозможно, – говорит Семеновский. – Оборудование наших фабрик выгодно использовать только при больших тиражах”.

Сами участники рынка указывают на то, что сегмент текстильных аксессуаров еще не сформировался и на нем есть место для новых игроков. В пользу этого говорит тот факт, что конкуренты здесь никак не влияют на ценообразование товаров. “Цена того или иного аксессуара определяется не внешним рынком, а нашими внутренними расчетами, – утверждает Елена Рожкова, замгендиректора оптово-торговой фирмы Accessori di Natalia, реализующая в России продукцию европейских производителей. – Допустим, если надо что-то быстро продать, мы просто снижаем цену”. О том, что отрасль текстильной продукции имеет будущее в России, говорит и отсутствие показателей, по которым можно было бы рассчитать емкость рынка аксессуаров. “По моим ощущениям, он безграничен, – рассуждает Рожкова. – Россияне научились разбираться в одежде. Они хотят выглядеть стильно и актуально, как европейцы. Это возможно в первую очередь за счет оригинальных и качественных аксессуаров”.

Лицом к людям

“Покупателям нравятся российские платки и шарфы , – говорит Надежда Получанкина, владелица магазина “Дело в шляпе”, где продаются изделия “Висты”. – По качеству они ничуть не уступают итальянским, а стоят дешевле”. Нравятся они и продавцам: 80% товара Семеновский отпускает на реализацию, т. е. с отложенной оплатой. В результате каждый пятый заказ становится проблемным, а с 10% реализаторов деньги приходится взыскивать по суду. Однако с годами образовался своеобразный пул проверенных партнеров по бизнесу. Их “два-три десятка” в Москве и еще около 15 – в регионах. Вместе с ними Семеновский планирует развернуть сеть магазинов. “Покупатели франшиз обязавшиеся продавать на $3000–10 000 в месяц, смогут работать под нашим брендом, а мы поддержим их рекламой”, – рассказывает он. Впрочем, сейчас рекламный бюджет компании не превышает $120 000 в год, которые уходят в основном на спонсирование конкурса “Мисс МГУ” и “различные модные показы”.

Правда, пока идея франшизы так и не стала реальностью, хотя он и обещает, что это случится “к концу года в Питере или Нижневартовске”.

Даже если проект франшизы не выгорит, у Семеновского есть план “Б” – производить по придуманной им технологии некий нетекстильный автомобильный аксессуар, “нужный каждому водителю зимой”. Рассказывать о подробностях проекта он поостерегся. “Как бы там ни было, а на дачу в Горках-10 я заработал”, – говорит он.