Щелочная акция


Проблемы у руководства “Тольяттиазота” начались прошлым летом, когда МВД проверяло законность приватизации завода. Проверка переросла в уголовное дело по факту неуплаты налогов за 2002–2004 гг. более чем на 280 млн руб. В октябре Махлая и Макарова обвинили в уклонении от уплаты налогов, а Махлая еще и в мошенничестве. Тогда же стало известно, что чуть больше 9% акций “Тольяттиазота” собрали структуры “Реновы”. Руководство “Тольяттиазота” заявило о попытке силового захвата “олигархическими структурами”.

Новый год начался для Махлая и Макарова с новых обвинений – в легализации доходов, добытых преступным путем. 10 апреля оба объявлены в международный розыск, а 21 апреля Тверской суд Москвы вынес постановление об их аресте, сообщил “Ведомостям” их адвокат Дмитрий Замошкин. Тверской суд отказывался рассматривать жалобы защиты, ссылаясь на подсудность дела тольяттинским судам, сетует Замошкин, а вот “ходатайство следствия о заочном аресте почему-то удовлетворил”. Махлай и Макаров сейчас за рубежом: Махлай – на лечении, Макаров – на обучении, уточняет представитель “Тольяттиазота” Игорь Башунов.

Депутат Госдумы от Тольятти Анатолий Иванов убежден, что за санкцией на арест стоит “Ренова”. По его словам, представители “Реновы” еще год назад предлагали Махлаю продать им контрольный пакет акций, но тот отказался, после чего была организована скупка акций. С Махлаем вчера связаться не удалось. Башунов комментировать это не стал, хотя знает, что на предприятии это считают атакой рейдеров.

Пакет “Реновы” в “Тольяттиазоте” управляется ее “дочкой” – Synntech Group. Совладелец и президент этой компании – экс-глава “Еврохима” Николай Левицкий. В 2002 г. под его руководством “Еврохим” вел агрессивную скупку активов. По совпадению сопротивлявшийся скупке гендиректор “Невинномысского азота” Виктор Ледовской попал за решетку на полгода.

У Synntech пересекались интересы и с другими химическими олигархами, к примеру с главой холдинга “Конструктивное бюро” Дмитрием Мазепиным. Пока Synntech и Мазепин делили “Галоген”, на другом предприятии Мазепина – Кирово-Чепецком химкомбинате (КЧХК), а также в самом “Конструктивном бюро” начались проверки Следственного комитета МВД. Столкнулся КЧХК и с уголовным делом.

В “Ренове” настаивают, что ни к проблемам руководства “Тольяттиазота”, ни к проблемам КЧХК не имеют отношения: Synntech – “пассивный миноритарный акционер”. Пакет “Тольяттиазота” она купила, чтобы получать дивиденды, которых, правда, пока не видела. “У “Тольяттиазота” есть три или четыре уголовных дела, которые тянутся за его руководством [и появились] еще до нашего прихода на предприятие, – говорит представитель “Реновы” Андрей Шторх. – При чем здесь мы, я не понимаю”.

Аналитик “Центринвест груп” Максим Иванов считает, что завод отойдет Synntech Group. По его мнению, у владельцев “Реновы” слишком сильно желание создать химический холдинг, основным активом которого может стать “Тольяттиазот”. А юрист компании A.S.T. Legal Анатолий Юшин считает доводы защиты обоснованными: дело “Тольяттиазота” должен был рассматривать тольяттинский суд, а не московский. Но, по его мнению, исход дела будет зависеть от того, сможет ли Махлай найти ресурс, противостоящий “Ренове”.