Миссия перевыполнима


Если хотите про сюжет, то агент Итан Хант опять сделал это: с бомбой в голове и адреналином в сердце в третий раз выполнил то, что невыполнимо, и даже больше – не только что надо достал и кого надо обезвредил, но также женился и с чувством глубокого удовлетворения отбыл на медовый месяц. Впрочем, пардон: до хеппи-энда у нас еще несколько абзацев.

Женитьба – главное сценарное ноу-хау, фабульный ход, дающий авторам проекта возможность заняться тем, что они называют драмой. Дело в том, что героиня Мишель Монаган, конечно, ничего не знает о работе мужа, но волнуется, почти как жена Семена Семеновича Горбункова из “Бриллиантовой руки”: “Сеня! Это не закрытый, а открытый перелом!” Не отстают и коллеги, прямо во время очередной невыполнимой миссии заводя с героем Круза разговоры на больную тему: “Зря ты, брат, того, женился, с нашей-то профессией”. И ведь правы – к примеру, у вечного плейбоя 007 не бывает таких проблем, как у пылкого Итана Ханта: обидел сгоряча злодея – бросай все и беги спасать жену.

Ну да ладно, хорошая новость: злодеем назначен Филипп Сеймур Хоффман, еще недавно звезда арт-хауса и большой актер на маленькие роли, которому только-только выписали пропуск в настоящий Голливуд. В этом году он получил “Оскара” за роль писателя Трумана Капоте, но с точки зрения карьеры мерзавец из “Миссии” наверняка важнее.

Не то чтобы Филипп Сеймур Хоффман играл в данном боевике что-то выдающееся, просто его взгляд явно осмысленнее, чем у суетящегося рядом Тома Круза. Смутно это подозревая, набивший руку на сериале “Остаться в живых” режиссер Дж. Дж. Абрамс в одном из эпизодов заставляет Круза натянуть маску своего антипода и тоже за умного сойти. Но вообще-то сила героя, конечно, в правде: даже если мерзавец настолько коварен, что заранее впрыснул агенту Ханту бомбу-пилюлю через ноздрю куда-то в гайморову пазуху, мерзавцу все равно не отвертеться.

Опустим душераздирающие подробности, но намекнем, что и агент Хант – не полный валенок и недаром женился на медработнике.

Теперь о том, что Хичкок любил называть Макгаффином, – бессмысленной штуке, которая двигает сюжет и ради которой герои “Миссии” носятся по всему миру, прыгают с небоскребов в Шанхае, лазают по канализации в Ватикане и взрывают перед дворцом папы Lamborghini, даже не дав толком разглядеть этот шедевр итальянского автопрома. Так вот, Макгаффин на этот раз называется “куриной лапкой”, что избавляет нас от объяснений его устройства и говорит о наличии у сценаристов зачаточной самоиронии. Занятнее, однако, что эти не очень-то сообразительные люди робко просят записать их в диссиденты.

В общем, куриная лапка, несущая страшную угрозу, нужна для такой комбинации: злодей должен перевезти ее в некую ближневосточную страну (предполагается, что, даже хрумкая попкорном, зритель способен докумекать, на что ему тут намекают), а ЦРУ там найти – вот и повод для бомбардировок во имя демократии и мира во всем мире. Честному Итану Ханту это не нравится – выходит, он не только ради жены плюет на приказы начальства и проявляет инициативу. Итак, Голливуд – Пентагону: вы там потише. Не бог весть какое бунтарство, особенно после радикального выступления братьев Вачовски в “V значит вендетта”. Но тоже лыко в строку.

Есть, иначе говоря, миссии, которые выполнять и не стоит. Новый фильм, кстати, тоже из их числа.