Ненужная амнистия


Президент предложил провести упрощенную легализацию капиталов еще в прошлогоднем послании Федеральному собранию. На 10 мая запланировано уже новое послание, а амнистия до сих пор не проведена. Поэтому чиновники поспешили хотя бы внести ее на рассмотрение Госдумы. Первый вариант закона “Об упрощенном декларировании доходов граждан”, подготовленный Минфином еще летом прошлого года, вызвал вал критики и был отвергнут правительством. Следующий вариант Минфин внес в правительство лишь в середине марта, а вчера он наконец дошел до Госдумы.

Процедура амнистии выглядит так: гражданину нужно будет до 1 апреля 2007 г. прийти в налоговую инспекцию и заявить о наличии незадекларированных доходов прошлых лет. Уплатив с легализуемой суммы 13%-ный налог, он получит свидетельство о том, что в пределах этой суммы ничего не должен государству и освобождается от штрафов, пеней и уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства. Происхождение и форму размещения легализуемого капитала указывать не придется.

Опрошенные “Ведомостями” депутаты пока не читали новый законопроект, но серьезно править его не собираются. “У меня главная претензия касалась обязательного участия банков – это было бы желанием подсмотреть [за происхождением капиталов], а без них амнистия достигнет своей цели”, – считает председатель комитета по экономической политике Валерий Драганов. Не собирается вносить поправки и председатель комитета по гражданскому и уголовному законодательству Павел Крашенинников. А руководитель налогового подкомитета Наталья Бурыкина отмечает, что, вероятно, нужно будет добавить какие-то нормы, которые бы препятствовали легализации преступных капиталов, полученных от продажи, например, наркотиков. Однако любая правка, признает она, будет техническая.

Но, не встретив препятствий в Госдуме, амнистия вряд ли будет пользоваться большим успехом у населения. Сейчас можно найти способы легализовать капиталы на похожих условиях, говорит Бурыкина: например, представить в налоговую договор о продаже какого-нибудь имущества и заплатить те же 13%.

“Трудно сказать, кому такая амнистия нужна, и хорошо, если легализуется 3 млрд руб.”, – заключает она. “Сам по себе законопроект правильный, – считает председатель комитета по собственности Виктор Плескачевский. – Но он решает только часть проблемы”. Пока у нас не созданы комфортные условия для национального капитала, бессмысленно его амнистировать, ведь он все равно утечет туда, где надежнее и доходнее, резюмирует депутат.

Легализуют сомнительные капиталы только те, у кого “горит” – либо расследование начато, либо срочно нужны белые деньги, считает руководитель департамента налогов и права компании “Бейкер Тилли Русаудит” Эдуард Кучеров. Законопроект, по его мнению, не закончен: нет гарантии, что гражданин, воспользовавшийся амнистией, не понесет ответственности за смежные нарушения (например, таможенного или валютного законодательства) или что претензии не будут предъявлены его партнерам, которые доходы не легализовывали и индульгенции в налоговой не получали.

Не ясна цель амнистии, констатирует главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. Приток средств, особенно на фоне нынешних бюджетных доходов, не будет иметь значения, а с точки зрения подведения черты под прошлым амнистия будет иметь успех, только если население поверит правительству, полагает он. “Это психологический момент”, – согласен гендиректор компании “Налоговая помощь” Сергей Шаповалов. Люди придут, если у них не останется никаких сомнений в том, что это безопасно и что все, что они расскажут, никогда не будет использовано против них. А для этого амнистии нужна мощная PR-поддержка, заключает он.