Тише едешь – дольше будешь


Доклад о безопасности на дорогах России подготовили Европейская конференция министров транспорта (объединяет чиновников 43 стран Европы и СНГ) вместе с Всемирным банком и Всемирной организацией здравоохранения по просьбе российского Минтранса. “Без срочного внимания на самых высоких уровнях власти” ситуация на дорогах “будет год от года ухудшаться”, говорится в докладе. Главной причиной высокой смертности эксперты считают пристрастие россиян к слишком быстрой езде. Например, автомобиль погибшего в ДТП губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова в момент аварии двигался со скоростью не менее 149 км/ч (очевидцы оценивали скорость в 200 км/ч). А известный актер Николай Караченцов ехал по Москве со скоростью около 120 км/ч – он выжил после ДТП, но получил серьезные травмы.

Авторы доклада предлагают снизить предельную скорость в городах с нынешних 60 км/ч до 50 км/ч (а в особо опасных местах – до 30 км/ч). Уменьшение скорости в среднем на 1 км/ч, утверждают авторы, снижает риск ДТП со смертельным исходом или тяжелыми ранениями на 5%. А в центры городов автомобили и вовсе не надо пускать – пусть люди продолжают путь на общественном транспорте. Среди полезных мер предлагается также прекратить строительство торговых центров рядом со скоростными дорогами, оснащать все новые автомобили сигнализаторами ремней безопасности (которые напоминают о необходимости пристегнуться), сделать ближний свет фар обязательным, а начинающим водителям запретить ночные поездки. Как результат – двукратное сокращение смертности на дорогах, уверены авторы доклада.

Сейчас этот документ изучает межведомственная комиссия по безопасности дорожного движения во главе с вице-премьером Александром Жуковым. Чиновники и эксперты не уверены, что все европейские рекомендации пойдут нам на пользу. “Снижение скорости в Москве может привести к еще большим заторам”, – предостерегает главный госинспектор России генерал-лейтенант Виктор Кирьянов. Правильнее, по его мнению, ранжировать скорости: “На крупных магистралях разрешить 60–80 км/ч, а там, где есть опасность, – 20–30 км/ч”. С тем, что нужно понизить скорость движения в людных местах, согласен и председатель профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин.

Остальные меры столкнутся либо с коммерческими интересами, либо с психологией россиян. “Чтобы закрыть для легковых авто центр города, нужна сеть недорогих охраняемых парковок”, – рассуждает Пашкин. Но, замечает он, земля вблизи центра города слишком дорога для парковок. Нельзя и переносить торговые центры вглубь кварталов – их должно быть видно с дороги, говорит директор департамента торговой недвижимости Colliers International Максим Гасиев. Зато оснастить автомобили сигнализаторами ремней безопасности нетрудно, считает представитель “Северсталь-Авто”, но водители будут их отключать. Хоть предложенные ограничения и разумны, признает сотрудник центрального аппарата МВД, их нарушения будут массовыми. Но лидер Народного движения автомобилистов “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков верит, что установка камер слежения и строгие штрафы прекратят безобразия на дороге. Он приводит в пример Ригу, где водитель, не уступивший пешеходу на “зебре”, должен заплатить $200. “Надо за каждым инспектором ГАИ закрепить участок дороги, а зарплату и звание устанавливать в зависимости от аварийности участка, – считает Лысаков. – При этом гаишник должен следить не только за соблюдением правил, но и за состоянием дороги”.