На единую рекомендацию


Этот год стал эпохальным в истории российского фондового рынка. В канун новогодних праздников президент Владимир Путин подписал поправки в закон “О газоснабжении” и отменил два указа Бориса Ельцина от 1997 г., ограничивающих операции с акциями “Газпрома”. С этого момента бумаги крупнейшей в мире газовой компании могут свободно торговаться на любой биржевой площадке, а иностранцам, решившим вложить деньги в “наше богатство”, не нужно получать специальные разрешения, рискуя не вписаться в 20%-ную квоту на общую долю нерезидентов в капитале концерна.

Результат не заставил себя ждать. Разница в цене между двумя классами акций, вызванная наличием барьеров и сохранявшаяся в течение нескольких лет, к середине апреля сократилась до 2%. При том что еще в начале этого года она находилась на уровне 10%. На рынке к этому были готовы: сближение котировок началось еще задолго до того, как были сняты барьеры. В начале 2001 г., например, купить акции на внутреннем рынке можно было вдвое дешевле, чем на внешнем.

В ближайшее время разница исчезнет практически полностью, убеждены аналитики Deutsche UFG. Они напоминают о запущенной недавно программе американских депозитарных расписок (ADR) первого уровня на акции “Газпрома”, обеспечившей полную конвертируемость бумаг концерна и расписок на них, указывают в Deutsche UFG. В рамках этой программы были выпущены ADR на 35% уставного капитала концерна (это максимально возможный уровень, установленный Федеральной службой по финансовым рынкам). Одновременно изменилось соотношение количества обыкновенных акций, приходящихся на одну расписку: раньше их было 10, теперь – четыре. Старые бумаги были автоматически обменяны на новые.

Теперь, когда местные акции и ADR “Газпрома” полностью конвертируемы, бессмысленно прогнозировать их дальнейшую динамику по отдельности, решили аналитики Deutsche UFG и на днях объявили о переходе на единую рекомендацию. Сейчас они советуют “покупать” бумаги концерна, полагая, что через год они будут стоить $12,46. Вчера в РТС акции “Газпрома” стоили $11,84, а ADR в Лондоне – около $47,5.

На единую рекомендацию на прошлой неделе перешли и аналитики ФК “Уралсиб”. “[После запуска программы ADR первого уровня] фундаментальных причин для того, чтобы бумаги торговались с премией или дисконтом друг к другу, нет”, – подчеркивает руководитель аналитического управления корпорации Константин Чернышев. Своим клиентам “Уралсиб” тоже советует “покупать” акции “Газпрома”, которые через 12 месяцев могут подорожать до $17.

Но не все аналитики готовы последовать их примеру. В “Атоне”, например, продолжают давать две рекомендации. Сейчас аналитики инвестгруппы пересматривают свои оценки, но в конце апреля они предлагали клиентам “держать” и акции, и расписки, прогнозируя, что к концу года они будут стоить $8,14 и $32,55 соответственно. Но равновесие в ценах может быть нарушено, предупреждают специалисты “Атона”. Количество ADR в обращении не может превышать 35% выпущенных обыкновенных акций, напоминают они, и, как только эта квота будет выбрана, расписки могут снова начать торговаться с премией. Хотя эта премия будет незначительной, признают они. Разница в ценах не превысит 1–1,5%, прикидывает один из аналитиков “Тройки Диалог”. “Тройка” уже давно дает одну рекомендацию по бумагам “Газпрома”. Сейчас их нужно “держать”, советуют ее аналитики, оценивая справедливую цену акций монополии в $10. “Цены почти одинаковы и необходимости в двух рекомендациях нет”, – признает директор аналитического управления МДМ-банка Ким Искьян. Между тем банк рекомендует “покупать” местные акции (целевая цена $11,2) и “держать” расписки ($44,8). “Со временем мы, возможно, тоже перейдем на единую рекомендацию”, – не исключает Ким.