“Цифроград” отказался от франчайзинга


Сеть “Цифроград” завершает сделку по выкупу салонов у своих франчайзи, сообщил “Ведомостям” директор компании по маркетингу Андрей Набатчиков. По его словам, компания приобрела 30 торговых точек у KS Group, 57 – у “Техносвязи” и 11 – у “Телеком поинта”. Часть из них находилась в собственности компаний, часть арендована, уточнил управляющий “Цифроград Северо-Запада” Александр Черняго, возглавляющий KS Group.

Гендиректор “Телеком поинта” Евгений Ренев подтвердил факт сделки, а коммерческий директор “Техносвязи” Сергей Дубакевич попросил “не торопить события”.

Компания “Цифроград Северо-Запад”, по словам Набатчикова, создана на прошлой неделе, контрольный пакет принадлежит “Цифрограду”. Сеть из 100 салонов обошлась, по словам Набатчикова, в $2 млн, еще $1 млн компания до конца года вложит в их развитие.

Правда, самые лучшие точки “Телеком поинта”, расположенные в торговых комплексах “Адамант”, универмагах “Гостиный двор” и “Пассаж” и ТЦ “ПИК”, “Цифрограду” не достались. В начале апреля 21 салон “Телеком поинта” приобрела “Евросеть”. Ренев говорит, что продал право аренды точки тому, кто предложил лучшую цену. Набатчиков утверждает, что готовы были заплатить не больше $40 000 за каждый салон, а “Евросеть” предложила не менее $90 000. В “Евросети” отказались раскрыть сумму сделки.

Набатчиков объясняет отказ от франчайзинга необходимостью улучшить управляемость компании в Петербурге. Изменение схемы работы позволит компании увеличить долю рынка с 12% до 20%, утверждает он. Открывать новые салоны в Петербурге “Цифроград”, по его словам, не планирует.

Участники рынка объясняют смену стратегии крупнейшего в Петербурге франчайзера консолидацией рынка. Президент сети “Ультра Стар” Темур Аминджанов говорит, что франчайзинг плохо работает на рынках с высокой конкуренцией. “Франчайзер не может полностью контролировать, как поддерживают стандарты его партнеры. А если конкуренция на рынке высока, отсутствие единого стандарта обслуживания – огромный минус для компании”, – считает он. PR-менеджер “Диксиса” Татьяна Москалева называет модель чистого франчайзинга “бесперспективной”. “Либо собственная розница, либо крах сети”, – уверена она. По ее мнению, покупка франчайзи связана с консолидацией рынка. Такого же мнения придерживается ее коллега из северо-западного филиала “Евросети” Ирина Хабчик. Муртазин согласен, что контролировать франчайзи становится все труднее: “Они работают на себя, а не на головную компанию”.

Однако эпоха франчайзинга на петербургском рынке салонов сотовой связи еще не закончилась. По такой схеме развивает свою сеть компания Divizion и не собирается от нее отказываться. Управляющий партнер Divizion Павел Караулов говорит, что поддерживать среди своих франчайзи единые стандарты действительно сложно, но это дешевле, чем тратиться на поддержание единой управляющей структуры. Например, для поддержки сети из 600 салонов нужны, по его словам, 300 человек. В то время как при работе по франчайзингу достаточно 30–50 сотрудников.

“Если заинтересовать партнеров поставками оборудования, затратами на маркетинг, оформлением салонов и грамотно их контролировать, они сами поддерживают стандарты. Ведь это выгодно им”, – говорит он.

Вместе с тем франчайзинг позволяет быстро развить большую сеть, что очень важно для высококонкурентных рынков. Стоимость открытия салона, которая редко опускается ниже $20 000, ложится на партнера, отмечает Караулов. Divizion же оформляет салон и обеспечивает маркетинговую поддержку партнера, что обходится в $1500–5000. Правда, на петербургском рынке под маркой Divizion работает всего 10–15 салонов.