Регионы помогли Tele2


“Наша стратегия – оказывать максимально качественные услуги во всех регионах и полностью покрывать территории, на которые мы приходим, – возражает пресс-секретарь “Вымпелкома” Юлия Остроухова. – Например, в Кемеровской области наша сеть доступна повсюду”. Рост подключений в регионах связан как раз с приходом федеральных операторов, добавляет она. “У “большой тройки” гораздо больше возможностей привлекать лучших специалистов и продвигать бренд”, – продолжает пресс-секретарь “Мегафона” Марина Белашева. Масштабы бизнеса региональных компаний на порядок более скромные, вот и создается впечатление, будто они растут быстрее, поясняет она. “У отдельных региональных операторов могут быть свои преимущества, но никто из них не обладает возможностями федеральных операторов”, – соглашается пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин. Выходя в регионы, МТС приобретала лидеров местных рынков, оказывающих самые качественные услуги, так что оставшиеся региональные операторы вынуждены конкурировать в основном на ценовом поле, считает он.

На днях Tele2 отчиталась за I квартал. Как выяснилось, ее бизнес в России быстро растет, несмотря на общее замедление динамики российского сотового рынка. В 2005 г. количество используемых SIM-карт в России впервые за несколько лет не удвоилось – рост составил лишь 70%, а доходы лидеров рынка, МТС и “Вымпелкома”, увеличились на 29% и 52% соответственно. Российский бизнес Tele2 растет на порядок быстрее – за год, завершившийся в марте 2006 г., количество абонентов компании выросло в 2,4 раза до 3,59 млн человек (сейчас их более 3,9 млн), а выручка – в 2,7 раза до $60,8 млн. Впервые за три года работы Tele2 в России ее прибыль до вычета амортизации, налогов и процентов (EBITDA) от операций в нашей стране стала положительной, составив около $3 млн (годом ранее ее убыток по EBITDA в России составил $7,6 млн).

Сейчас по количеству абонентов Tele2 занимает пятое место среди российских операторов, но, по словам главного финансового директора компании Хакана Цадлера, от опережающего ее “Уралсвязьинформа” Tele2 отделяют всего 200 000–300 000 абонентов. “Мы верим, что сможем повышать прибыльность работы в России и дальше”, – говорит Цадлер. “Благодаря новым абонентам доходы Tele2 растут, а издержки остаются на постоянном уровне – в результате EBITDA растет”, – объясняет аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина.

Tele2 всегда поддерживала имидж дешевого оператора, и это помогло ей привлечь абонентов, предполагает директор аналитического департамента J’son & Partners Борис Овчинников. Но в прошлом году выручка и число абонентов компании в России выросли примерно одинаково – очевидно, Tele2 наконец прекратила снижать средний счет на абонента (ARPU), который у нее традиционно был более низким, чем у конкурентов, делает он вывод. По подсчетам Овчинникова, ARPU Tele2 стабилизировался на уровне около $5,5 в месяц. Исполнительный вице-президент Tele2 Андерс Олссон подтверждает: российский ARPU за год “несколько снизился в шведских кронах, но в рублях подрос”.

Активно набирают абонентов и другие операторы, не входящие в “большую тройку”, – по данным ACM-Consulting, их доля в чистом приросте российских абонентов выросла с 12,7% в марте 2005 г. до 20,9% в марте 2006 г. “Рынок сейчас растет за счет регионов, а там сильны позиции местных компаний”, – объясняет пресс-секретарь “Уралсвязьинформа” Валерий Костарев. Сам “Уралсвязьинформ” остается лидером рынка по выручке в Челябинске, Перми, Ханты-Мансийске и на Ямале, утверждает он. По словам Костарева, у его компании имеется важное конкурентное преимущество, которого лишены операторы “большой тройки”, – она может оказывать услуги фиксированной, сотовой связи и доступа в Интернет в едином пакете, принимая оплату одним счетом. “При этом каждая услуга в пакете обходится абоненту дешевле, чем сама по себе”, – указывает он. Еще один плюс региональных операторов – качество услуг, добавляет глава отдела по связям с общественностью “Нижегородской сотовой связи” Оксана Николайчук. “Наша сеть охватывает 99% области, а федералы покрывают только город и основные трассы”, – говорит она.