Телефонное кредитное бюро


В июне прошлого года НКБ совместно с тремя операторами мобильной связи – МТС, “Мегафоном-Москва” и “Билайном” – начало формирование единой базы по должникам этих сотовых компаний, рассказывает Малеев. В рамках данного соглашения входящие в него операторы дополнили тексты своих клиентских контрактов новым пунктом. С сентября прошлого года в текст абонентского договора “Билайна” был добавлен пункт о том, что в случае неоплаты услуг мобильной связи информация о должнике может быть передана в базу недобросовестных плательщиков, говорит пресс-секретарь “Вымпелкома” Юлия Остроухова. По словам пресс-секретаря МТС Кирилла Алявдина, контракт его компании содержит пункт, в котором говорится, что, заключая договор, абонент тем самым выражает согласие на предоставление третьим лицам сведений о нем в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами о связи.

Национальное кредитное бюро (НКБ) одним из первых провозгласило свои претензии стать одним из ведущих участников еще только зарождающегося рынка в России. Однако спешить с регистрацией в Федеральной службе по финансовым рынкам оно не стало. Первопроходцы получили аккредитацию еще полтора месяца назад, а общее число зарегистрированных бюро достигло пятнадцати. И лишь два дня назад НКБ было внесено в реестр действующих кредитных бюро.

Впрочем, к этому времени оно скопило уже серьезный массив информации. НКБ готовится предоставить в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) 2,5 млн титульных частей кредитных историй клиентов сотовой связи, имеющих просроченную и безнадежную задолженность, рассказал вчера гендиректор НКБ Владимир Малеев. По его словам, для начала передачи этих сведений в ЦККИ потребуется скорее всего лишь месяц юридических и технических согласований.

До сих пор кредитные бюро рапортовали лишь о направлении в ЦККИ сведений о пользователях банковских займов. Да и те туда поступают неактивно – многие банки не слишком настойчиво требуют от своих заемщиков согласия на раскрытие такой информации. А для отказавшихся не ужесточают условий.

Но формат кредитной истории един для любого кредита, будь он банковский или небанковский, объясняет замначальника управления регулирования деятельности участников финансового рынка ФСФР Алексей Волков. Главное, чтобы в центральный каталог поступали данные лишь о тех абонентах сотовой связи, которые обслуживаются по кредитным тарифам, настаивает он.

Готов к приему такой информации и ЦБ, ведущий ЦККИ. “Для нас безразлично, откуда информация пришла в бюро кредитных историй, нам важна лишь ее титульная часть”, – уверяет руководитель ЦККИ Борис Воронин. “Но важно, чтобы бюро получало информацию законным путем”, – добавил он.

Кредитный план или какой-то другой план – это не имеет значения, настаивает Малеев. В любом хозяйственном договоре присутствуют элементы коммерческого кредита, уверяет он. “Я считаю, что информация в центральный каталог должна стекаться из всех источников рынка, по крайней мере, во всем мире это так”, – утверждает Малеев. “Поэтому в ЦККИ нами будут передаваться все имеющиеся данные о должниках мобильных операторов”, – резюмировал глава НКБ.

Банкиры же готовы обращаться к таким сведениям. Если долг абонента большой, он о нем оповещен и не пытается погасить, это станет весомым основанием для отказа такому соискателю в кредите, говорит начальник управления кредитования банка “Межпромбанк Плюс” Тамара Иванова.