Компьютерный разум


На начало мая в Японии выпадает три праздника подряд: 3 мая – День Конституции, 4 мая – национальный праздник, не имеющий официального названия, 5 мая – День детей. С учетом выходных страна отдыхает почти неделю. В эти дни и случился сбой в недавно установленной и протестированной компьютерной системе Citibank. За 2–8 мая компьютер самостоятельно совершил 274 800 проводок по счетам клиентов банка. Некоторые операции дублировались, а в других случаях совершаемые клиентами транзакции не отражались на их счетах.

О компьютерном сбое Citibank сообщил 9 мая, к утру следующего дня неполадки были устранены. Представители Citibank заявили, что клиентам возвращены средства по 70 000 платежей за коммунальные услуги, продублированных компьютером, исправлены данные еще о 27 500 проводках.

Общую сумму финансовых потерь клиентов банк не называет. “Citibank Japan глубоко сожалеет о случившемся, – говорится в его заявлении, – мы принимаем меры, чтобы предотвратить подобное в будущем”.

Из всех американских банков в Японии Citibank занимает самую большую долю рынка: в 25 его розничных отделениях работает 1200 сотрудников. Правда, последние несколько лет его преследуют неприятности. В апреле Агентство по финансовым услугам (FSA) обвинило японское подразделение Citigroup по доверительному управлению в обмане инспекторов и нарушениях правил бухгалтерской отчетности и приказало ему с мая не проводить новых операций. В сентябре 2004 г. FSA отозвало лицензию японского подразделения Citigroup по работе с богатыми клиентами. Тогда Citigroup признала, что ее менеджмент “не сумел создать культуру, которая бы гарантировала соответствие законам и правилам регулирования”. Гендиректору Citibank Japan Дугласу Питерсону пришлось принести извинения финансовому комитету японского парламента, а банку – уволить 14 менеджеров.

“Это очень опасная и неприятная для банка ошибка, которая может привести к путанице и многочисленным судебным искам, вредящим его репутации, – комментирует случившееся в Citibank бывший первый замминистра связи, советник президента Внешторгбанка Андрей Коротков. – Все понимают, что компьютерная система не может давать 100%-ной надежности, но IT-подразделение банка должно просчитывать вероятность подобных сбоев”. Впрочем, поскольку у нас “нет банков масштаба Citibank, до таких ошибок мы просто не доросли”, утешает Коротков.

Сбои в компьютерной системе банков не такая уж редкость, но в большинстве случаев клиенты страдают лишь из-за того, что банки на время приостанавливают обслуживание. Так, в марте 2002 г. из-за неполадок в компьютерной системе остановил операции по платежам британский Barclays. Осенью 2003 г. из-за технического перевооружения процессингового центра Сбербанка дважды прекращали работу его банкоматы. А в январе этого года из-за ошибки в компьютерной системе крупнейшего банка мира, японского Tokyo-Mitsubishi UFJ, номера счетов более чем 580 компаний были ошибочно разосланы корпоративным клиентам.

Компьютеры могут нанести урон и своим банкам. В 1996 г. чикагское отделение First National Bank “подарило” клиентам $763,9 млрд, добавив при проверке их счетов по $924,8 млн на каждый (активы банка оценивались тогда в $115,5 млрд). После терактов 11 сентября 2001 г. дала сбой компьютерная система кредитного союза муниципальных служащих Нью-Йорка, расположенная неподалеку от разрушенных башен, и банкоматы стали выдавать деньги без ограничений. Воспользовавшись ситуацией, члены союза незаконно сняли $15 млн. А в испанском BBVA из-за сбоя системы в 2001 г. со счетов некоторых клиентов деньги снимались не в песетах, а в евро, который в то время стоил в 166 раз больше.