Мясное счастье


Председатель совета директоров “Черкизова” Игорь Бабаев мечтал стать первым российским аграрием, который продаст акции своей компании на бирже. В 1998 г. он начал готовиться к размещению, но тут грянул кризис и Бабаев временно лишился даже контроля над головным предприятием холдинга – Черкизовским мясоперерабатывающим заводом. Восемь лет спустя мечта сбылась: вчера компания определила цену и другие параметры размещения.

Всего группа продаст инвесторам 109 881 акцию, а в свободном обращении на Лондонской фондовой бирже, Московской фондовой бирже и РТС после размещения окажется 27,8% общего акционерного капитала. Акции достанутся инвесторам по цене $2287,5 за штуку, GDR (одной акции соответствуют 150 расписок) – по $15,25. Всего группа заработала на размещении $251,35 млн, чуть меньше $100 млн из которых получат действующие акционеры. При этом на GDR, по словам одного из банкиров, принимавших участие в подготовке размещения, пришлось больше половины всех привлеченных компанией денег.

“Мы довольны тем, что наше предложение заинтересовало широкий круг институциональных инвесторов”, – говорит гендиректор группы Сергей Михайлов. Доволен сделкой и директор управления по фондовым рынкам “Ренессанс Капитала” (букраннер размещения) Антон Черный: он считает IPO “очень успешным для компании, организаторов и рынка в целом”. Спрос на акции и GDR оказался вчетверо выше предложения, подчеркивает он.

Капитализация “Черкизова” по итогам размещения составила $904 млн – на $54 млн больше минимальной суммы, в которую оно себя оценивало в ходе road show. Группа объявляла ценовой диапазон в $2212,5–3037,5 за акцию, или $14,75–20,25 за GDR. Исходя из него вся компания стоит $0,85–1,17 млрд. Из-за мнения, что это слишком дорого, в первый день road show “Черкизово” лишилось одного из двух ведущих менеджеров размещения – международного банка Morgan Stanley. Банк, который только за прошлый год привел в Лондон АФК “Система”, “Пятерочку”, “Новатэк”, “Евраз” и Urals Energy, посчитал, что “Черкизово” просит за свои акции слишком много и даже нижняя граница диапазона завышена. Вслед за Morgan Stanley покинула пул организаторов и “Тройка Диалог”. “Видимо, конъюнктура изменилась”, – прокомментировал итоги размещения источник, близкий к одному из этих банков.

Для компании гораздо важнее оценка капитализации после размещения, чем то, в какой части диапазона оказалась цена, замечает аналитик UFG Алексей Кривошапко. “$904 млн – это для компании немало: многое в ее цене зависит от того, какими будут цены на сырое мясо, а в этом вопросе степень неопределенности довольно большая”, – считает он. С учетом чистого долга в $312 млн получается, что инвесторы оценили “Черкизово” более чем в $1,2 млрд (enterprise value, EV), и “это много”, соглашается аналитик “Атона” Татьяна Капустина. В 2005 г. EV получается больше EBITDA в 19 раз, подсчитывает она. Например, у “Лебедянского” это отношение составляет всего 8,7, а у “Вимм-Билль-Данна” – 11,2.

Но “Черкизово” оставило далеко позади не только коллег по отечественному пищевому сектору, но и мировых лидеров. По данным Morgan Stanley, среднее отношение EV/EBITDA для сравнимых американских компаний составляет 5,9, а для международных – 6,2. Максимально оно у испанской Campofrio – 10,4. “Они прогнозируют очень высокие темпы роста на ближайшие два года и продают историю этого роста. А бизнес сравнимых международных компаний более зрелый”, – объясняет поведение инвесторов Капустина.

Бизнес “Черкизова” сильно меняется и оценивать компанию только по результатам 2005 г. не совсем верно, замечает Александр Бранис из Prosperity Capital Management. “Они прогнозируют, что финансовые показатели будут улучшаться, а если эти перспективы станут реальностью – компания будет оценена соответственно, – объясняет он логику инвесторов. – Для тех, кто верит, что их планы сбудутся, – цена хорошая. А тем, кто не верит, может показаться завышенной”. Александр Андреев из МДМ-банка (в марте был ведущим организатором размещения аграрной группы “Разгуляй”) считает, что эффект хорошей цены дало “сочетание агрессивной ценовой политики и большого количества свободных денег на рынке”.

Возможно, помогли удачному размещению “Черкизова” и сами организаторы. “Многие на рынке сейчас обсуждают, не выкупил ли сам “Ренессанс” часть размещаемых акций на свои структуры”, – рассказал “Ведомостям” один из инвестбанкиров, попросивший об анонимности. По словам представителя “Ренессанс Капитала”, попросившего об анонимности, “никаких необычно крупных заказов и собственных средств “Ренессанс” в сделку не вносил”. “Наша управляющая компания активно участвует во многих IPO и могла войти в сделку наравне с другими инвесторами”, – говорит он.