Пейзаж перед битвами


Выставка “С неба на землю. Старые виды Германии” составлена из собрания оптика Эрнста Вандерслеба, работавшего на фирме “Карл Цейс” в начале прошлого века. Полеты на воздушном шаре – его увлечение, фотосъемка с высоты – и увлечение, и испытание возможностей передовой по тем временам цейсовской оптики. Сто лет назад для съемки с воздушного шара была обязательная незаурядная выдержка, как человеческая, так и фотографическая. Снимки сделаны отлично – они выдержали даже многократное увеличение.

Вандерслеб снимал сам и заказывал съемку другим воздухоплавателям, в результате у него образовалась большая подборка снимков ландшафтов родной страны, еще не пережившей двух мировых войн. В 60-е гг. он передал свою коллекцию в Германский институт страноведения, и три года назад она была издана в двух книгах.

Эта техническая съемка, не рассчитанная на художественные эффекты, сегодня не может восприниматься немцами не ностальгически. Страна выглядит на них обширной и прекрасной землей с укрощенной человеческой волей и разумом природой, где по берегам широких рек раскинулись замечательные города с разумной планировкой и красивейшими дворцами и церквями, где среди густых лесов вырастают кварталы заводских корпусов с дымящимися трубами.

Эта наполненная силой, покоем и энергией Германия, увиденная с высоты птичьего полета, прекрасна и когда на снимках видна только четкая графика планировки поселений и изгибы дорог, и когда объектив фотографа спускается ниже и фиксирует красоту старой архитектуры и обжитость городских площадей. Каждый снимок педантично снабжен подписью: где, когда и на какой высоте он был сделан и чем знаменито заснятое место. Веймар – это Гете, Шиллер и первая немецкая конституция, Йена – заводы Цейса, Цербс – барочный замок и родина Екатерины Великой.

Глядя на эти снимки, понимаешь, почему в этой стране природной мощи, славной истории и абсолютного порядка так хорошо укоренилась мысль о национальном превосходстве, – было, чем гордиться.

К чему приводит необузданное чувство национальной гордости, видно на фотографиях, посвященных Дрездену. До войны – пышный барочный идиллический город, после бомбежки авиацией британских ВВС 13 февраля 1945 г. – руины, на которые скорбно смотрят с собора фигуры ангелов. На выставке показывают фильм о восстановленной в прошлом году Фрауэнкирхе, обрушившейся через два дня после бомбардировки. Скрупулезно точное восстановление шло десять лет, и половину из потраченных на него 180 миллионов евро составили частные пожертвования. Тексты к выставке подчеркивают, что непоправимый ущерб немецким городам нанесла не только война, но и неразумная градостроительная политика времен ГДР.

Выставка открыта до 30 мая