РЖД продолжает экономить


Если чиновники согласятся на предложение РЖД, ее выплаты будут самыми низкими среди госкомпаний. Так, “Газпром” по итогам 2005 г. планирует отдать акционерам 17% чистой прибыли, РАО “ЕЭС России” и “Алроса” – по 13%. “Транснефть” за 2004 г. направила на дивиденды 15% чистой прибыли, в этом году обещает как минимум не снижать выплаты. А самой щедрой, несмотря на гигантские долги, станет “Роснефть”. Она планирует выплатить государству ровно 20% чистой прибыли, или 11,34 млрд руб. Исполнил требование Росимущества и “Аэрофлот”. Его чистая прибыль по РСБУ за 2005 г. составила 6 млрд руб. На дивиденды он направит 910,9 млн руб. Но рассчитывались они исходя из прибыли в 4,5 млрд руб., так как еще около 1,5 млрд руб., записанные “Аэрофлотом” в годовую прибыль, – это оспариваемые долги и в этих тяжбах компания еще не выиграла в последней инстанции, поясняет один из членов совета директоров “Аэрофлота”.

РЖД никогда не отличалась щедростью к государству. За 2003 г. она выплатила 587 млн руб., за 2004 г. – 875 млн из 8,75 млрд руб. чистой прибыли. Причем и на этой сумме РЖД пыталась сэкономить, предлагая правительству направить все полученные дивиденды на перенос железной дороги из зоны затопления Бурейской ГЭС.

В этом году Росимущество рекомендовало всем госкомпаниям направить на дивиденды 20% чистой прибыли. Но РЖД по-прежнему хочет заплатить лишь 10% чистой прибыли в виде дивидендов, заявил “Ведомостям” представитель монополии. “Такова наша дивидендная политика”, – передал “Ведомостям” через пресс-службу старший вице-президент РЖД Федор Андреев. Точный размер предлагаемых для утверждения дивидендов они называть не стали. Впрочем, известно, что чистая прибыль РЖД за 2005 г. по РСБУ составила 9,75 млрд руб., на 11% больше, чем годом ранее. Таким образом, менеджеры транспортной монополии предлагают государству согласиться на выплату дивидендов на сумму 975 млн руб. Окончательно их размер совет директоров РЖД должен утвердить в конце мая, уточняет представитель компании.

Впрочем, чиновники не торопятся требовать от РЖД увеличения дивидендов. “Не исключаю, что предложения РЖД по дивидендам будут приняты, – сказал “Ведомостям” член совета директоров РЖД, замминистра экономического развития Андрей Шаронов. – Если компания обоснует свои затраты и если мы увидим, что ее тарифы действительно не позволяют полностью выполнить инвестпрограмму”. В Минтрансе и Росимуществе от комментариев отказались.

Эксперты не осуждают РЖД за скупость. “Из всех российских монополий к РЖД применяется самая жесткая тарифная политика, так что ее позиция оправданна”, – отмечает директор стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. К тому же РЖД необходимо обновлять изрядно изношенный вагонный парк, что также требует гигантских инвестиций, заключает эксперт.