Большое плавание


Как стало известно “Ведомостям”, чиновники договорились, как будет происходить объединение крупнейших российских пароходств – “Совкомфлота” и “Новошипа”. По словам чиновника одного из министерств, главным в сделке будет “Совкомфлот” – именно он проглотит конкурента, получив его контрольный пакет. “Новошип” при этом сохранится как самостоятельное юрлицо. Как технически пройдет объединение, предстоит договариваться Минтрансу и Минэкономразвития, продолжает собеседник “Ведомостей”. Его слова подтвердил источник, близкий к руководству “Новошипа”. Получить комментарии руководства “Совкомфлота” не удалось.

По словам многих транспортников, мечту объединить пароходства именно на базе “Совкомфлота” несколько лет лелеял бывший министр транспорта и нынешний руководитель пароходства Сергей Франк, хотя сам он это отрицал. Оппозицию ему составляли уволенный в прошлом году президент “Новошипа” Тагир Измайлов и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Ткачев обращался за защитой к Владимиру Путину, а Измайлов накануне своей отставки объявил в интервью “Ведомостям”, что его увольнение нужно Франку для объединения. Ни то ни другое не помогло, после увольнения Измайлова работа по укрупнению “Совкомфлота” ускорилась. “Новошип”, кстати, возглавил бывший коллега Франка, руководитель кипрского офиса “Совкомфлота” Сергей Терехин.

Последний год чиновники обсуждали разные схемы: слияние в одну компанию, создание нового холдинга или доверительное управление акциями – со стороны как “Совкомфлота”, так и “Новошипа”, напоминает чиновник. В феврале 2006 г. совет директоров “Совкомфлота” наконец одобрил объединение с “Новошипом”, включив это в план развития пароходства до 2010 г., вспоминает близкий к госкомпании источник. А сейчас объединение уже вовсю готовится: в апреле Минтранс предложил коллегам из Минэкономразвития провести конкурс и выбрать консультанта по схеме слияния, добавляет другой собеседник “Ведомостей”.

Перспективы объединения “Совкомфлота” и “Новошипа” в 2005 г. оценивал по заказу “Совкомфлота” J.P. Morgan. Оценки инвестбанка легли в основу принятого в феврале плана развития “Совкомфлота”, говорит близкий к пароходству источник. По этому плану (его презентация есть у “Ведомостей”) к 2010 г. флот “Совкомфлота” должен вырасти до 175 судов дедвейтом 11,8 млн т. Выручка “Совкомфлота” с таким флотом должна составить в 2010 г. $1 млрд, а стоимость активов – $7 млрд против нынешних $2 млрд. Если бы не новые поглощения, к тому же 2010 году у “Совкомфлота” было бы лишь 67 судов (с учетом новых заказов). Но 108 кораблей пароходство планирует добыть благодаря “новым приобретениям”. Потенциальные объекты поглощений в презентации не значатся, но близкий к “Совкомфлоту” источник подтверждает, что речь идет в первую очередь о “Новошипе”.

Его руководитель Сергей Терехин считает это целесообразным: “Отрасль так или иначе консолидируется”. Если все пункты плана “Совкомфлота” будут реализованы, то он войдет в первую десятку мировых пароходств, отмечает аналитик Brunswick UBS Алексей Морозов. Норвежская FrontLine из первой пятерки мировых пароходств закончила 2005 г. с выручкой $1,5 млрд (дедвейт ее флота – 18 млн т), напоминает Морозов. А выручка Overseas Shipholding с флотом на 12 млн т составила $1 млрд. Поглощение “Новошипа” также имеет смысл, так как пароходства владеют разными типами судов и не пересекаются по контрактам с грузоотправителями, резюмирует Морозов.