Петербург не отдает “Арарат”


Палата по патентным спорам отказала в жалобе “Санкт Петербургского завода “Арарат”, который добивался аннулирования товарного знака “Арарат”, принадлежащего в России Ереванскому коньячному заводу (ЕКЗ). Об этом говорится в материалах Роспатента, которые оказались в распоряжении “Ведомостей”. Петербургский завод в качестве довода приводит тот факт, что слово “Арарат” в названии предприятия было зарегистрировано как фирменное наименование раньше, чем появился аналогичный товарный знак, который принадлежит Pernod Ricard. Гендиректор “Санкт-Петербургского коньячного завода “Арарат” Мелик Шагинян заявил вчера “Ведомостям”, что намерен оспорить решение палаты в арбитражном суде. “Сейчас мы готовим иск”, – говорит Шагинян. “Санкт-Петербургский завод “Арарат” (до 1995 г. Ленинградский винно-коньячный завод “Арарат”) до распада СССР наряду с ЕКЗ и предприятиями в Москве, Киеве и Саратове входил в винодельческий трест “Арарат”, принадлежавший Госагропрому Армении. Коньячные спирты доставлялись в Ленинград из Еревана, купажировались и разливались в бутылки.

В 2002 г. завод был приватизирован по решению правительства Армении, но сохранил прежнее название. Чуть позже французская Pernod Ricard приобрела ЕКЗ, получила эксклюзивные права на товарный знак “Арарат” в Армении и России и стала бороться за монопольное право продавать напитки под маркой “Арарат”. С тех пор Pernod Ricard через суд пытается запретить петербургскому заводу выпускать “Арарат” и добивается исключения этого слова из юридического названия предприятия.

“Мы имеем право претендовать на совместное использование знака или вовсе аннулировать его”, – уверен Шагинян. Сейчас завод выпускает коньяки не под маркой “Арарат”, а под марками “Аръяк 3” и “Аръяк 5”, а на этикетке указывает свое название – завод “Арарат”. “Законодательство этого не запрещает”, – объясняет он. Шагинян считает, что потребитель не спутает его продукцию с продукцией Pernod Ricard: “Мы нисколько не похожи, этикетка и внешний вид бутылки абсолютно разные, никакой сумятицы на рынок это не вносит”. Кроме того, говорит гендиректор, петербургские коньяки дешевле: “Наш трехзвездочный коньяк стоит около 90 руб. за пол-литра, пятизвездочный – 110 руб.”. Петербургский завод продает около 500 000 дал коньяков в год, сообщает Шагинян, преимущественно на региональном рынке.

В решении палаты по патентным спорам приводится аргумент Pernod Ricard, что слово “Арарат” никогда не принадлежало петербургскому заводу, а было “в приказном порядке включено в его фирменное наименование исключительно для продвижения продукции ЕКЗ”. Кроме того, по мнению Pernod Ricard, “наименование “Арарат” может ассоциироваться только с армянским производителем одноименного коньяка”. От комментариев в “Перно Рикар Русь” вчера отказались.

“Решение палаты принято грамотно и обоснованно. Шансов доказать в суде обратное немного”, – считает замначальника отдела юридической фирмы “Городисский и партнеры” Николай Богданов. Он уверен, что у потребителей не вызывает сомнений тот факт, что под маркой “Арарат” продается продукция Ереванского завода.