Не только за спасибо


Нет ничего удивительного в том, что индустрия spa-салонов привлекает предпринимателей. Ведь она появилась на волне борьбы со стрессом и его последствиями (нарушение биоритмов, лишний вес, бессонница, синдром хронической усталости). Все эти симптомы не понаслышке знакомы многим американцам. К тому же открытие spa-салонов не требует получения каких бы то ни было лицензий. Поэтому многие устремляются в эту отрасль, надеясь не только поправить свое здоровье, но и неплохо заработать. Наплыв желающих привел к серьезному обострению конкуренции.

Многие владельцы салонов с удивлением обнаруживают, насколько невелика норма прибыли в этой отрасли, рассказывает Лорель Смоуки, редактор журнала Salon Today, адресованного владельцам spa и парикмахерских. “Это далеко не самый легкий способ разбогатеть”, – говорит она. Международная ассоциация spa насчитывает в США примерно 12 000 spa-салонов, причем в основном это салоны одного дня, в которых клиенты проходят сразу несколько процедур. Существуют также spa-курорты и spa-отели, где посетители останавливаются на несколько дней, spa-лайнеры, медицинские spa и spa, где борются с лишним весом, а также купальни, расположенные недалеко от термальных источников. Некоторые spa-салоны оказывают косметические услуги, проводят расслабляющие процедуры, массаж, стригут, а также продают шампуни, масла и другую косметику. Примерно половина нынешних хозяев spa-салонов и раньше работали в индустрии красоты, говорит Пат Корбетт, президент школы spa Эрики Миллер. У кого-то в spa работали друзья, а кто-то впервые попал в spa как клиент.

Поворот в карьере

В этой отрасли много людей, которые сделали резкий поворот в своей карьере, рассказывает Корбетт. Именно это удалось совершить финансовому брокеру Николь Оден. Прекрасное знание финансов помогло ей составить грамотный бизнес-план, а связи в сообществе инвесторов – привлечь финансирование. Ее первый салон Spa Eleven открылся в ноябре 2004 г. в местечке Делрей-Бич. В салоне работают 70 человек, и, как утверждает Оден, его выручка за первый год работы превысила $3 млн. Работа предпринимателя отнимает у Оден в три раза больше времени, но в “восемь раз меньше нервов”. “Я люблю фондовый рынок, акции и все, что с этим связано, – говорит она. – Но мне не нравилось, что никто никогда не говорил мне спасибо”. Теперь Оден настолько довольна своей работой, что думает об открытии еще двух spa-салонов. Но она знает, что успешные хозяева spa исследуют рынки, чтобы узнать, насколько велик спрос на их услуги. Очень важно разобраться в пристрастиях будущих клиентов, соглашается с ней Смоуки. “Что будет более востребовано: солярий или массаж? Водорослевые обертывания, парафиновые ванны или педикюр?” – говорит она. Окрашивание волос за $175 или инъекции ботокса за $350 – услуги, которые оказывают в Spa Eleven, пользуются спросом отнюдь не везде. Но Оден угадала – среди ее клиентов популярно и то и другое. Возможно, поэтому посетители часто благодарят хозяйку салона, даже не догадываясь, что именно этого ей так не хватало, когда она работала брокером.

Лучше, чем зарплата

“Когда клиент говорит мне, что после процедур чувствует себя великолепно, я готов растаять от счастья”, – говорит Рон Лоурел, бывший стилист и управляющий сетью парикмахерских, ныне владелец spa-салона One Salon & Spa Ltd. Этот салон Лоурел открыл в 2004 г. С тех пор число его сотрудников выросло с 12 до 48 человек. Лоурел рассчитывает, что чистая прибыль салона за второй год существования превысит его зарплату на предыдущем месте работы. “Я знал, что здесь можно заработать неплохие деньги”, – говорит он. Лоурел ценит отсутствие командировок, что позволяет ему много времени проводить с семьей. Еще ему нравится строить отношения с клиентами. Самая большая проблема отрасли – кадры, полагает Лоурел. Из-за стремительного развития отрасли спрос на услуги парикмахеров, стилистов и массажистов очень велик. В бизнесе, где многое зависит от личных отношений, это настоящая проблема. “Текучесть кадров находится на необычайно высоком уровне и может превышать 50% в год”, – говорит Лоурел. Победить текучку кадров Лоурел надеется, тщательно отбирая персонал, а затем давая стилистам свободу действий. Кроме того, социальный пакет, который Лоурел предлагает сотрудникам, ничуть не уступает принятым в крупных компаниях.

Еще одна возможная проблема – капитальные затраты, говорит Лоурел. Многие владельцы салонов чересчур увлекаются украшением интерьеров и покупками дорогостоящего оборудования. “Хозяева салонов постоянно стремятся перещеголять друг друга и строят настоящие дворцы из мрамора, стекла и бронзы, но это приводит к серьезным финансовым проблемам”, – отмечает он. Ему удалось избежать многих сложностей, взяв оборудование в аренду. (WSJ, 5.04.2006, Полина Михалева)