ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Весь прошлый век человечество изобретало договоры, ограничивающие количество и боевую мощь кораблей, ракет, самолетов и других дорогостоящих видов оружия, чтобы сдержать гонку вооружений. Но сама гонка, точнее, изобретение все новых видов вооружений, не прекращалась. Не стал исключением и период после окончания “холодной войны”, хотя военные бюджеты основных держав заметно сократились. А вот договорная база, сдерживавшая аппетиты генералов, разваливалась на глазах, особенно с приходом к власти президента Буша. И в констатации этого факта Владимир Путин совершенно прав. С 2000 г. почил в бозе договор о противоракетной обороне, поскольку Бушу не терпелось начать ее развертывание, а также договор об ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-2. А в 2008 г. прекратит действовать и менее строгий договор СНВ-1, после чего крупнейшие ядерные державы США и Россия вообще окажутся без договоров, носящих обязательный и проверяемый характер.

Не лучше дело обстоит и в сфере обычных вооружений. Договор об ограничении обычных вооружений в Европе 1990 г., и без того потерявший смысл после краха Варшавского договора и расширения НАТО, может скоро пасть жертвой противоречий между Россией и НАТО. А после признания Соединенными Штатами Индии ядерной державой и на фоне проблем с иранской ядерной программой дышит на ладан и многосторонний договор о нераспространении ядерного оружия. Договор о запрете ядерных испытаний отказались ратифицировать сами США, и эксперты уже строят предположения, по какому сценарию развалится это соглашение.

А сами вооружения за это время сделали качественный скачок. Появление у США и других развитых стран малогабаритных, высокоточных и, что особенно важно, дешевых ракет стало уже стратегическим фактором. Запуск тысяч таких ракет способен уничтожить экономику крупного государства и даже обезоружить стратегические силы ядерных держав. И никаких договоров, которые могли бы ограничить эти и другие новые виды вооружений, нет и не предвидится. Однако это не означает, что гонка вооружений и безудержный рост военных расходов являются делом ближайшего будущего и представляют непосредственную угрозу.

Технологический и финансовый отрыв США, чьи военные расходы превышают военные бюджеты всего остального мира, таков, что догнать их сейчас не смогут, даже если захотят, не только Россия или Китай, но и западноевропейские союзники американцев. Сознание своего превосходства стало главной причиной, почему США все менее заинтересованы в каких-либо договорах о разоружении. Реальные и более чем скромные планы перевооружения российской армии говорят о том, что ни к какой гонке вооружений российское военно-политическое руководство в действительности и не готовится.