С оружием на свободу

Е. Стецко

“Рособоронэкспорт” подготовил и представил на согласование министерствам и ведомствам законопроект “О государственной корпорации “Рособоронэкспорт”, по которому он должен превратиться из федерального унитарного предприятия в особую некоммерческую организацию – госкорпорацию. Об этом “Ведомостям” рассказал чиновник правительства, а его слова подтвердил Борис Алешин, глава Федерального агентства по промышленности. Госкорпорация – особый вид некоммерческой организации (НКО). С 1999 г., когда закон об НКО был дополнен главой о госкорпорациях, таковых было создано всего две – Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО, ликвидировано в 2004 г.) и Агентство по страхованию вкладов. Каждая госкорпорация уникальна – в законе об НКО определены лишь их общие свойства, а все конкретные особенности определяются отдельными федеральными законами, которые принимаются при создании каждой госкорпорации.

Сменить статус “Рособоронэкспорт” пытается, как следует из правительственных документов, имеющихся в распоряжении “Ведомостей”, с лета 2006 г. – тогда ФГУП заручился поддержкой Владимира Путина, который поручил чиновникам проработать вопрос. К началу 2006 г. “Рособоронэкспорт” подготовил законопроект о смене своего статуса, а теперь обсуждает документ с коллегами из других министерств. В марте эта тема обсуждалась на Комиссии по военно-техническому сотрудничеству, которой руководит президент.

В законопроекте, как следует из тех же материалов, описаны многие подробности жизни корпорации. Хотя она названа некоммерческой организацией, к целям ее существования отнесены предпринимательство и получение доходов “для достижения целей военно-технического сотрудничества”, а также заключение сделок, доверительное управление имуществом, работа с ценными бумагами и т. д. Хотя получение прибыли, подчеркивается в документе, целью ее деятельности не является. Органом управления корпорации должен быть гендиректор, который был бы вправе распоряжаться имуществом корпорации, инвестировать “временно свободные денежные средства” корпорации и т. д.

В статусе госкорпорации “Рособоронэкспорту” жилось бы куда вольготнее, чем сейчас. ФГУПы должны согласовывать с собственником любые сделки, превышающие 5 млн руб., констатирует юрист “Вегас-Лекс” Андрей Корельский. Глава ФГУПа назначается его собственником. А порядок назначения руководства госкорпорации устанавливается индивидуально, отмечает старший юрист “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Анна-Стефания Чепик. Законопроект дает прерогативу менять ее гендиректора президенту страны, утверждает чиновник правительства. ФГУПы ежегодно перечисляют государству часть прибыли, остающейся после уплаты налогов. А госкорпорация, как НКО, прибыли лишена по определению, отмечает юрист компании “Тарло и партнеры” Роман Панкратов. Ее доход – ее собственность, организация никому дивидендов не платит, а прибыль направляет на собственное развитие, говорит Чепик.

“Рособоронэкспорт” давно мечтает избавиться от обременительной приставки “ФГУП”. “Видоизменить форму собственности компании необходимо, поскольку сама форма ФГУПов себя изживает, – говорил в осеннем интервью “Ведомостям” глава предприятия Сергей Чемезов. – Надо искать иную форму государственной собственности “Рособоронэкспорта” – не ФГУП и не казенное предприятие, но и не акционерное общество. Это должна быть госкорпорация, наделенная законом функциями интегрированного хозяйствующего субъекта ВТС и правами госзаказчика на определенные виды экспортной продукции военного назначения”. Вчера представители “Рособоронэкспорта” от комментариев отказались.

Каковы шансы “Рособоронэкспорта” пробить себе особый статус, не ясно. В последнее время корпорации многое удавалось: она делегировала своих представителей в руководство “АвтоВАЗа”, претендует на покупку “ВСМПО-Ависмы” и “Камаза”. Бизнесмены и чиновники утверждают, что Чемезов свободно вхож к президенту. “Законопроект как хлеб нужен “Рособоронэкспорту”, ведь он, будучи унитарным предприятием, связан по рукам и ногам”, – считает Борис Алешин, который поддерживает предложения компании. Другой чиновник правительства, пожелавший сохранить анонимность, опасается, что “Рособоронэкспорт” превратится в неуправляемый черный ящик. Не согласны с предложением и чиновники Минэкономразвития. В их возражениях на законопроект указано, что госкорпорации можно создавать для достижения социальных, благотворительных, культурных и образовательных целей, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан. А заниматься предпринимательством госкорпорации могут лишь для достижения целей, ради которых они созданы. Пока у “Рособоронэкспорта” цели, не подходящие для статуса госкорпорации. А наблюдательный совет, который ее будет контролировать, не наделен реальными полномочиями по контролю за госкорпорацией и не известно, сможет ли отменять решения ее руководства.