ВЕКТОР


Верфи тоже вернут в казну

Государство продолжает поиск стратегически важных активов. Вслед за крупными месторождениями сырья, энергомашиностроением, авто- и авиапромом таковыми решено считать и судостроение. Вчера председатель совета директоров Объединенной промышленной корпорации, которой были переданы промышленные активы Межпромбанка, Александр Гнусарев объявил об интересе государства к активам его компании – “Северной верфи”, “Балтийскому заводу” и КБ “Айсберг”. Свой судостроительный холдинг ОПК построила всего несколько месяцев назад, купив “Балтзавод” и КБ у группы “ИСТ”. Гнусарев поясняет, что интерес к его активам у государства появился неспроста: правительство собирается консолидировать судостроительные предприятия в несколько холдингов. Правда, по его словам, никаких конкретных предложений владельцам ОПК не поступало. Гнусарев лишь предположил, что конфигурация холдинга с участием активов ОПК может быть разработана в течение месяца.

Роспром действительно подготовил и внес на межведомственное согласование концепцию реструктуризации судостроительной промышленности оборонно-промышленного комплекса. В числе прочего документ предусматривает создание госхолдинга по строительству надводных судов. Помимо предприятий и КБ, находящихся под контролем государства, документ предусматривает передачу в холдинг принадлежащих Росимуществу 20% акций “Северной верфи”. Затем государство может отдать часть доли в компании частным владельцам судостроительных активов. Но контролем над госхолдингом Роспром поступаться не намерен. Глава Роспрома Борис Алешин поясняет, что госхолдинг будет создаваться по той же схеме, что и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). По его словам, консультации на тему создания такого центра уже ведутся с ОПК. Алешин не исключил, что государство в итоге выкупит у нее акции предприятий.

Эксперты указывают, что благодаря высоким ценам на сырье государство может позволить себе подобную сделку. Да и акционерам ОПК нет смысла держаться за верфи. Для ОПК они утратили смысл, после того как в прошлом году заказ на строительство трех фрегатов для Индии стоимостью свыше $1 млрд “Рособоронэкспорт” решил передать калининградскому “Янтарю”. К тому же если сделка будет проводиться по рыночной стоимости, то за эти активы можно получить несколько сотен миллионов долларов.

Недоплатил

Украина давно перестала быть безопасной страной для российских инвестиций. Оранжевая революция повлекла за собой попытки пересмотра сразу нескольких сделок с россиянами, включая приватизацию Николаевского глиноземного завода, принадлежащего “Русалу”. Но оказалось, что даже международные компании не могут быть спокойны за свои вложения на Украине. Mittal Steel в прошлом году заплатила рекордные $5 млрд за меткомбинат “Криворожсталь”, отнятый украинскими властями у Виктора Пинчука и Рината Ахметова. А на этой неделе глава Фонда госимущества Украины Валентина Семенюк заявила, что сделка может быть расторгнута, поскольку инвестор не выполняет условий инвестсоглашения. В вину Mittal ставится то, что компания в этом году не повысила зарплаты сотрудникам. Поэтому Семенюк готова идти в суд и требовать расторжения сделки, предупредив, что на “Криворожсталь” уже есть пять кандидатов. Но это вряд ли случится. Вторая деприватизация “Криворожстали” стала бы скандалом международного масштаба. Ведь Лакшми Миттал (владелец Mittal Steel) – это не Пинчук, который, по мнению многих украинских чиновников, получил “Криворожсталь” благодаря родству с экс-президентом страны Леонидом Кучмой. Но если комбинат отнимут у крупнейшей металлургической компании мира, заплатившей за него фантастические по меркам стран СНГ деньги, снова продать его не получится и за половину этой суммы. После такой истории покупать “Криворожку” вряд ли решатся даже россияне – “Евраз” и “Северсталь”. А вдобавок эта мера может погубить инвестклимат на Украине. А претензии Семенюк, скорее всего, закончатся мировым соглашением ФГИ с Mittal Steel.